7 фактов из жизни нины сазоновой

Дорогая мама!

Старшему поколению зрителей она прекрасно известна по фильмам «Женщины», «Первый троллейбус», «Живет такой парень», «Зигзаг удачи», «Наш дом», «Бабье царство». Со всех концов необъятной страны ей шли письма: «Дорогая мама! Простите, что я, чужой человек, называю вас этим светлым именем. Увидел ваши глаза, услыхал ваш голос и будто вернулся в детство».

А после того как она сыграла тетю Пашу в многосерийном фильме «День за днем», стали приходить письма, на конвертах которых было написано: «Москва, тете Паше». Сколько в Москве проживает «теть Паш», одному Богу известно, но письма неизменно находили адресата. «Милая тетя Паша! Я очень давно лежу в больнице. Если вы пришлете мне письмо, я положу его под подушку, и мне будет легче, потому что знаю: такой человек, как вы, всегда поддержит…»

Когда отмечался 70-летний юбилей Нины Сазоновой, на сцену Театра Советской армии, которому актриса верой и правдой служила с 1934 года, вышла Ангелина Степанова и сказала: «Нина Афанасьевна, если бы ты знала, как я тебе завидую. И знаешь, почему? Вот меня все называют Ангелина Иосифовна, а тебя просто — тетя Клава, тетя Паша. Ты не просто народная актриса, а всенародная. И любовь к тебе тоже всенародная».

Увы, отношения с собственным сыном у Нины Афанасьевны Сазоновой сложились совсем по-другому.

Михаил Сазонов. Фото: Кадр youtube.com/ Москва Доверие

Литература

  • Коркунов В. И. «Ниночка кимрская» (путь актрисы) // Страницы кимрской истории. Книга вторая: краеведческие очерки / В. И. Коркунов, В. В. Коркунов. — Тверь: Марина, 2010. — С. 112—122. — 344 с. — ISBN 978-5-903728-26-8.
  • Раззаков Ф. И. // Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев. — М.: Эксмо, 2005. — 671 с. — ISBN 5-699-10035-0.
  • Сазонова Нина // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  • Старосельская Н. Д. Нина Сазонова // Звёзды театра Российской Армии / Под ред. Б. М. Поюровского. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. — 304 с. — (Выдающиеся мастера. Театр). — ISBN 5-7805-0948-4.

Последние годы жизни Нины Сазоновой

В последние годы Нина Афанасьевна редко выходила на сцену родного театра из-за ухудшающегося здоровья. Только там пожилая актриса чувствовала себя нужной и любимой: зрители по-прежнему горячо ее приветствовали. А ее домашняя жизнь превратилась в настоящий ад.

Нина Сазонова. Фото m.ok.ru

Спившийся Михаил выпускал мать из квартиры только в театр, запрещал пользоваться телефоном, не позволял ее навещать друзьям и сослуживцам. И продолжал периодически избивать Сазонову, которая уже давно перешагнула 80-летний порог. Она оказалась в изоляции от внешнего мира.

В новогоднюю ночь 31 декабря 2001-го года, пьяный выродок в очередной раз сильно избил Нину Афанасьевну. Она упала на пол, потеряв сознание. На следующее утро Михаил очнулся и увидел мать, лежавшую неподвижно. Неизвестно, какие эмоции Борисов испытал, но они побудили его выброситься с балкона 11-го этажа. Его тело обнаружили соседи, вызвавшие скорую помощь и милицию. Милиционеры взломали дверь квартиры. Сазонова была еще жива, но привести ее в чувство врачам не удалось. Актрису госпитализировали в реанимацию госпиталя Министерства обороны. Расходы на похороны Борисова взял на себя Театра Армии.

Дома на ул. Селезневская, где жила Нина Сазонова. Фото yandex.ru/maps

Вопреки неутешительным прогнозам медиков, она выжила и пошла на поправку, но шансов на полное выздоровление не было. Передвигалась Нина Афанасьевна только с палочкой, помимо прочих тяжелых диагнозов, у нее выявили частичную потерею памяти и старческую деменцию. Имя сына она никогда больше не произносила и не интересовалась, что с ним случилось. Жить без постороннего ухода актриса уже не могла.

Тогда и активизировалась некая сиделка Лариса Свиренко, старая знакомая Сазоновой. Друзьям, переживавшим за судьбу больной женщины, она представлялась ее двоюродной племянницей. Свиренко вселилась в квартиру актрисы и действительно стала за ней ухаживать. Еще бы — на кону трехкомнатная квартира на Селезневке, почти в центре Москвы! Она без труда уговорила Нину Афанасьевну оформить на себя договор ренты с пожизненным содержанием, после чего на полгода отправила ее в больницу в Новозагарье. И тут возник еще один претендент на “кусок пирога” — внук Евгений. Не долго думая, он просто въехал в квартиру бабушки. Это при том, что актриса была жива, а внука всегда терпеть не могла!

Лариса Свиренко. Фото starhit.ru

Юридические обоснования для таких действий у него, безусловно, были. Скорее всего, Евгений уже успел вступить в права наследства и зарегистрироваться по месту нахождения собственности. Интересно, где он был, когда театр хоронил его отца?

И понеслось… И заявление в милицию о похищении бабушки внук писал (дважды), и в краже ее “бриллиантов” Ларису обвинял. Она не оставалась в долгу. Нет смысла пересказывать все “комплементы”, которыми эти двое обменивались. Их цели были прозрачны: у Евгения — отобрать у конкурентки опекунство над бабушкой, чтобы получить квартиру целиком, а у Свиренко — удержать опеку. Вернемся к несчастной Нине Афанасьевне.

Свиренко забрала ее из больницы и перевезла на съемную квартиру, так как на Селезневке окопался наглый внук. Коллеги актрисы, приезжавшие ее проведать, говорили, что выглядела она неплохо, неприязни к Ларисе не проявляла. Рядом всегда находилась сиделка (уже не Свиренко), услуги которой оплачивал театр. К тем же выводам пришли сотрудники милиции, вынужденные проверять ложную информации о “похищении”. Так что однозначно считать Ларису бездушной охотницей за имуществом стариков, я думаю, все-таки не стоит.

После той страшной новогодней ночи, Сазонова прожила еще два года. Она скончалась в больнице 1 марта 2004-го года от сердечной недостаточности в возрасте 87-и лет. Гражданская панихида прошла в Театре Армии, на сцене которого актриса прослужила большую часть своей жизни. За счет театра ее и похоронили на Ваганьковском кладбище. Справедливости ради, стоит добавить, что памятник Нине Афанасьевне впоследствии поставила Свиренко.

Очень обидно за замечательную народную актрису, ставшую жертвой жестокости единственного сына и происков любителей легкой наживы. Как уж они там дальше решали квартирный вопрос — уже не интересно.

Детство и юность

Появившись на свет в православный праздник Рождества 1917-го (по новому стилю, по старому – в католический), Нина Сазонова как будто находилась под счастливой звездой. Ей удалось пройти сложный конкурс, где только трем претендентам из нескольких сотен улыбнулась удача, дважды спастись от неминуемой гибели в Великую Отечественную войну, а потом – и от нападений единственного сына.

Актриса Нина Сазонова

Родина актрисы – Константиново, но не рязанское село, воспетое поэтом Сергеем Есениным, а расположенное недалеко от Сергиева Посада. Семья была большая, дружная и музыкальная, Нина среди пятерых детей – самая младшая. У нее – две старшие сестры и два старших брата. В 20-х годах Сазоновы перебрались в небольшой город на Волге со звучным названием Кимры и поселились в коммуналке.

Родители владели струнными инструментами: отец Афанасий – гитарой, мать Матрёна – скрипкой. Николай и Борис виртуозно играли на баяне, Серафима с Татьяной – на балалайках. Часто по воскресеньям домашние, угостившись ватрушками и чаем из самовара, устраивали концерты самодеятельности, а затем шли на прогулку к реке. Нина переняла у родных главную страсть своей жизни – пение.

Нина Сазонова

В школьные годы ей несказанно повезло. Анна Михайловна преподавала своим ученикам не только правила грамотного письма, вводила в мир математических формул, но и прививала им любовь к искусству – научила русским романсам и старинным песням, а также вовлекла в сценическую деятельность. Заметив у Сазоновой особенные актерские способности, поспешила их развить. Нина Афанасьевна всегда с теплотой и благодарностью отзывалась о мудром наставнике.

В дальнейшем театральное мастерство 16-летняя девушка оттачивала в местном прифабричном драмкружке, где на ее пути снова повстречался человек, помогший в раскрытии таланта. Руководитель студии позднее сыграл в творческой судьбе подопечной важнейшую роль – заметив объявление о наборе в столичную мастерскую при ЦАТРЕ, настоятельно рекомендовал отправиться экзаменоваться, даже несмотря на протесты матери.

Нина Сазонова на сцене

И не прогадал. Абитуриентка Сазонова сразила наповал суровое «жюри» и попала в ограниченное число поступивших. Здесь Нина впитывала все советы и секреты мастерства от главного педагога – режиссера Алексея Попова, чьей истинной и преданной ученицей она являлась, как отмечали впоследствии многие критики.

Взгляды на дебютные спектакли в театре разошлись. Одни СМИ утверждали, что это был «Учитель», иные – что «Лев Гурыч Синичкин». Началась война, и Нина с коллегой Тосей Романовой поспешили на вокзал – выступать для поднятия боевого духа солдат, уезжающих бороться с врагом: грустную «Степь» сменили затейливые частушки.

Нина Сазонова в спектакле «Васса Железнова»

Вскоре вслед за ними на фронт отправилась и Нина – с концертами, которых в общей сложности насчитывалось около 3 тыс. Дважды за 4 страшных года рядом с Сазоновой проходила смерть, так и не тронув, но отпечаток в эмоциональном плане в виде душевной болезни оставила.

После того как наступил долгожданный мир, актриса вернулась в родной театр, где блистала в «Идиоте» и «Игроке» по Достоевскому и «Лесе» по Островскому, горьковской «Вассе Железновой» и т.д., параллельно получая высшее образование в Университете марксизма-ленинизма.

Голос

За годы карьеры Нина Сазонова сыграла в трех с лишним десятках фильмов и телеспектаклей. Но в первую очередь артистка запомнилась широкой аудитории благодаря невероятно душевному исполнению на экране песен, таких как «Стою на полустаночке» или «Ромашки спрятались». И вовсе отдельной строкой стоит спетый вместе с Петром Любешкиным в картине «Женщины» «Вальс расставания».

По мнению ряда критиков, эти ставшие крайне популярными композиции обязаны столь теплым приемом со стороны зрителей именно удивительному таланту Сазоновой как певицы. А знаменитая Людмила Зыкина, обсуждая коллегу по цеху, признавалась, что сама бы не отважилась исполнять те песни, которые составляли репертуар Нины Афанасьевны — настолько глубоко прочувствовать их просто не смогла бы.

«Деревенская актриса»

— Я встретилась с Василием Макаровичем на съемках его первой картины «Живет такой парень». Он дал мне прочесть сцены, в которых задумал объединить двух стариков, чтобы вместе, значит, им свой невеселый век доживать. И горько мне стало за свою Анисью, за ее запоздалое бабье счастье. Разве виновата она, что муж на фронте погиб? Шукшин тревожно взглянул на меня и спрашивает: «Что это вы такая невеселая? Аль не нравится?» — «Жалко, — отвечаю, — мне эту старую женщину. Была бы она помоложе, могла бы еще и полюбить». Шукшин засмеялся, весело подмигнул: «Будь по-вашему, сбавим нашей бабушке полтора десятка годков». Он возил этот фильм в свои родные края, на Алтай, а потом рассказывал мне, как на просмотре в одном деревенском клубе получил из зала записку: «Товарищ режиссер, кто играет эту тетку Анисью? Если наша, деревенская баба, то объясните, как ее научили играть. А ежели артистка, так что ж она у вас такая деревенская?»

Нина Сазонова, Борис Балакин и Леонид Куравлев в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Кадр из фильма

Последние годы жизни

Нина Сазонова, фильмы которой любили миллионы людей, долго находилась в реанимации. В период лечения у нее случилось два инсульта, и ей пришлось учиться ходить заново.

Когда женщину выписали, у нее неожиданно появилась сиделка. Медсестра Лариса Свиренко рассказывала всем, что она является двоюродной племянницей Нины Афанасьевны, хотя до этого о ней никто не слышал. В марте 2002 года появилась информация о том, что Сазонова оказалась в печально известной больнице поселке Новозагарье, который получил название «дом престарелых». При этом ее квартира, переоформленная на Ларису, была продана, а деньги исчезли. По словам внука актрисы, сиделка изолировала Нину Афанасьевну от родных, а после шумихи в прессе сняла квартиру на окраине столицы, где стала жить вместе с Сазоновой. Та отзывалась о Ларисе положительно. Однако насколько было можно верить ее словам, неизвестно, так как у Нины Афанасьевны наряду с другими заболеваниями были диагностированы старческое слабоумие и наличие признаков шизофрении.

Творчество[править | править код]

Театральные работыправить | править код

  • — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского — Маша
  • — «Фронт» А. Корнейчука — медсестра Маруся
  • — «Степь широкая» А. Корнейчука — Степанида Лукьяновна
  • — «Поднятая целина» М. Шолохова — Лушка
  • — «Барабанщица» А. Салынского — Наталья Тузикова
  • — «Левониха на орбите» А. Макаенка — Клава
  •  — «Раскинулось море широко…» Вс. В. Вишневского, В. Б. Азарова, А. А. Крона —
  • — «Снеги пали» Р. Феденёва — Раиса Семеновна Шитова
  •  — «Старик» М. Горького — Захаровна
  • «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
  • «Лес» А. Островского, режиссёр В. Мотыль — Раиса Гурмыжская
  • — «Идиот» по Ф. Достоевскому — генеральша Епанчина
  • — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — Донья Эухения Бальбоа
  • — «Мандат» Н. Эрдмана, режиссёр А. Бурдонского — Гулячкина
  •  — Игрок» по Ф. М. Достоевскому — Бабушка
  • — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Огуревна
  • «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова — Таня Бойцова
  • «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского — Домна Евстигнеевна
  • «Обрыв» по И. Гончарову — Полина Карповна Крицкая
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Фёкла Ивановна
  • «Надежда Милованова» по пьесе В. Пановой «Поговорим о странностях любви» — Татьяна
  • «Ужасные родители» Ж. Кокто — Ивонн
  • «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Эмма
  • «Каса маре» И. Друцэ
  • «Птицы нашей молодости» И. Друцэ 
  • «Обретение» И. Друцэ
  • «Игра без правил» Л. Шейнин 

Фильмографияправить | править код

  •  — Поэма о море — Степанида
  •  — Повесть пламенных лет — мать Марии
  •  — Простая история — Люба, подруга Саши Потаповой
  •  — Бессонная ночь — хозяйка на катере
  •  — В трудный час — эпизод
  •  — Первый троллейбус — Мария Игнатьевна
  •  — Юность (киноальманах) (новелла «Тётка с фиалками») — тётка с фиалками на шляпе
  •  — Живёт такой парень — тётка Анисья
  •  — Свет далёкой звезды — Клавдия Васильевна Коростылёва
  •  — Наш дом — Мария Иванова
  •  — Рано утром — Галина Петровна
  •  — Женщины — Екатерина Тимофеевна Беднова
  •  — Не самый удачный день — Анна Трофимовна
  •  — Бабье царство — Анна Сергеевна
  •  — Длинный день Кольки Павлюкова (короткометражный) — Настя Павлюкова, вдова, мать Кольки
  •  — Зигзаг удачи — Марья Петровна, мать Алевтины
  •  — Новенькая — мать Володи
  •  — Странные люди (киноальманах) (новелла «Думы») — жена Матвея Рязанцева
  •  — Моя улица — Клавдия Петровна Забродина
  • — — «Руины стреляют…» — мать Шуры
  •  — Конец Любавиных — Агафья Колокольникова, мать Клавдии
  •  — Нюркина жизнь — Вера Александровна
  • — — День за днём — тётя Паша
  •  — Сибирячка — Гурианова, мать Тамары
  •  — Не пройдёт и года… — Пелагея Васильевна
  •  — Юркины рассветы — Надежда Петровна Хмель, мать Юрки
  •  — Потрясение

Телеспектаклиправить | править код

  •  — Укрощение строптивой — кормилица
  • — Северо-западнее Берлина — Шура
  •  — Волны над нами — Ольга Трофимовна
  • — Барабанщица — Тузикова
  •  — Васса Железнова — Васса Железнова
  •  — Стариковское дело — старуха, жена Степана
  •  — Шопен. Соната номер два

Смерть

В новогоднюю ночь 2002-го в семье снова произошли очередные скандал и драка – Михаил избил мать до бессознательного состояния, которое принял за смерть. То ли желая избежать последующего тюремного заключения, то ли испугавшись содеянного, то ли перепутав дверь с окном, он выбросился с 11-го этажа.

Нина Сазонова в старости

Актрису удалось спасти, но после гибели сына она прожила недолго – перенесла два инфаркта, с трудом двигалась. Вскоре у нее развилось старческое слабоумие, усугубились артрит и тоска по любимому ребенку. Известно также, что сразу после случившегося у Сазоновой появилась сиделка, назвавшаяся родственницей, лишившая ее роскошного места жительства и поселившая в дом престарелых. Однако позднее Лариса сняла небольшую квартиру, куда осенью 2003-го и переехала вместе с Ниной Афанасьевной.

В первый день весны 2004-го любимицы миллионов не стало. Причина смерти: острая сердечная недостаточность.

Могила Нины Сазоновой

Однажды в интервью Ольга Богданова на вопросы о творческой биографии старшей коллеги ответила:

Театр и кино: долгая дорога к славе Нины Сазоновой

Театр

После войны Нина осталась работать в театре Красной Армии. Долгие годы Алексей Попов давал актрисе с неяркой внешностью маленькие характерные роли и эпизоды. У него Сазонова сыграла лишь один яркий персонаж — Лушку в постановке “Поднятая целина” по Шолохову. Но она не отчаивалась и не завидовала более удачливым коллегам.

Даниил Сагал в роли Давыдова, Нина Сазонова в роли Лушки в спектакле по роману М. Шолохова “Поднятая целина”. Фото ria.ru

Война не сломила актрису: она была оптимистичной, легкой на подъем, знала множество песен и частушек (не всегда приличных) и с удовольствием их исполняла. Потрясающий голос Нины и привел ее к вершинам славы.

Карьера Сазоновой в театре начала развиваться после триумфального успеха в кино в фильме “Женщины” (1965 г.). На тот момент актрисе исполнилось 48 лет. С тех пор она стала получать значимые роли в классических и современных постановках, кто бы ни занимал место руководителя театра.

Нина Сазонова и Галина Яцкина. “Женщины” 1965 г.

Лучшими театральными работами актрисы стали сваха Фекла в “Женитьбе”, соседка Тузикова в “Барабанщице”, генеральша Епанчина в “Идиоте“, владелица пароходной компании Васса Железнова в спектакле с тем же названием и многие другие. Наиболее плодотворный тандем у Сазоновой сложился с режиссером Александром Бурдонским (между прочим, внуком Сталина), в постановке которого “Деревья умирают стоя” она играла до последних лет жизни. Театру Армии Нина Афанасьевна отдала более 60-ти лет.

“Васса Железнова”

Кинематограф

Кинодебют Сазоновой состоялся в драме Юлия Солнцева “Поэма о море” (1958 г.). Кинорежиссер Александр Довженко увидел ее на сцене театра и предложил сыграть небольшую роль матери, потерявшей всех сыновей во время войны

На актрису обратили внимание и периодически стали приглашать на незначительные роли и эпизоды


“Поэма о море” 1958 г.

Среди них зрителям наиболее запомнился образ деревенской тетки Анисьи в трагикомедии Василия Шукшина “Живет такой парень” (1964 г.). А для Леонида Куравлева с главной роли Пашки Колокольникова началась звездная карьера.

Борис Балакин, Нина Сазонова и Леонид Куравлев “Живет такой парень” 1964 г.

Свою первую ведущую роль Нина сыграла в новелле “Тетка с фиалками” (эту самую тетку). А следующая центральная роль Кати Бедновой в мелодраме режиссера Павла Любимова “Женщины” принесла актрисе всесоюзную славу. Здесь она впервые исполнила в дуэте с Павлом Любешкиным тот самый “Вальсок”. Сочетание актерского таланта и уникального голоса, проникающего прямо в душу, покорили всех.


Нина Сазонова и Павел Любешкин. “Женщины” 1965 г.

После этого фильма за актрисой закрепилось амплуа матери, что не вызывало у нее никакого недовольства. Роли матерей, и сильных духом “правильных” женщин она сыграет в лучших своих картинах “Наш дом”, “Бабье царство”, “Моя улица”, в киноповести “День за днем”. В двух последних Нина спела легендарные песни “Ромашки спрятались” и “Стою на полустаночке”.


“День за днем” 1971 – 1972 г.г.

Подруга Сазоновой актриса Ольга Богданова утверждала, что сама Людмила Зыкина не рисковала браться за репертуар Нины. Зато певица Валентина Толкунова не побоялась опозориться и, с разрешения актрисы, достаточно успешно перепела “Стою на полустаночке”. Многие из поклонников Толкуновой даже не знают, что эта песня была написана специально для Нины Сазоновой.

Когда на экраны вышла “День за днем”, на имя “тети Паши” со всех концов страны посыпались мешки писем. У Нины не было “головокружения от успехов”, а свою невероятную популярность она использовала, чтобы помочь коллегам решить их насущные проблемы. Актриса “выбивала” для них жилье, устраивала в детсады детей и т.д. Сама Сазонова жила очень скромно. В ее доме не было даже такого необходимого предмета быта, как стиральная машина.

Нина Сазонова и Ольга Богданова. Фото sadalskij.livejournal.com

В фильмографии актрисы всего около 30-и работ. После съемок в еще одной удачной киноповести “Юркины рассветы” (1974 г.), она утратила интерес к кинематографу. Театр и концертные выступления всегда были для Нины в приоритете. Она сыграла еще в нескольких телеспектаклях, а в 1993-м году исполнила свою последнюю роль в кино в режиссерском дебюте Андрея Купермана “Потрясение”. Фильм не имел никакого общественного резонанса.


“Юркины рассветы” 1974 г.

Шизофрения как следствие войны

Нина Сазонова успела получить актерское образование еще до войны. Поэтому с началом Великой Отечественной Сазонова в составе одной из театральных бригад отправилась на фронт. Во время этих своеобразных «гастролей» молодой артистке довелось пережить немало. Однажды она наступила на противотанковую мину. Кто-то из военных вовремя заметил это и приказал Нине не двигаться. Целый час ей пришлось простоять без движения, пока не явились саперы и не вызволили несчастную.
Чуть позже, находясь под Харьковом, Сазонова вместе с товарищами попала в окружение. Вместе с каким-то советским офицером артистка спряталась в стоге сена. Немцы принялись искать их и тыкать вилами в сено. На этих вилах они и вытащили наружу военного. Нине повезло: она переждала ночь и утром вышла к своим.
Уже в тылу Сазоновой поставили страшный диагноз – шизофрения. Врач посоветовал пациентке бороться с недугом посредством нового стресса, мол, клин клином вышибают. «Родите ребенка!» — велел медик.

Вне света софитов

Жизнь Нины Сазоновой делилась на две части. В театре и на гастролях она была известной актрисой, уважаемым человеком, всесоюзной мамой и всенародной любимицей. Дома она вынуждена была мириться с постоянными запоями сына, расплачиваться с его карточными долгами, терпеть унижения и даже побои.

Работа долгие годы была её утешением. Каждую свою роль в театре и кино она играла сердцем, проживая чужие судьбы. А ещё Нина Афанасьевна постоянно помогала всем, кто в этом нуждался. Хлопотала о выделении жилья, помогала поставить телефон, решала вопросы с пропиской. Никогда не поучала молодых актёров, но деликатно и тактично подсказывала, как и что можно сделать, чтобы роль заиграла всеми красками.

Нина Сазонова в фильме «Женщины». 

Нина Афанасьевна уже на склоне лет иногда ночевала в театре, спасаясь от пьяных дебошей сына, иногда приходила со следами побоев и тогда очень долго гримировалась перед спектаклем. Ей было всё тяжелее бороться с пьянством Михаила, а жаловаться и просить о помощи она не хотела.Даже те люди, которые старались ей помочь, вскоре вызывали недовольство со стороны сына, и актрисе приходилось прерывать с ними общение. Но настал тот день, когда ему стали неугодны абсолютно все. Он запретил матери отвечать на телефонные звонки и открывать двери. Исключение было сделано лишь однажды, когда Нину Сазонову в декабре 2002 года пришли поздравить представители театра.

Нина Сазонова в фильме «Стариковское дело». 

А в новогоднюю ночь 1 января 2003 года произошла трагедия. Пьяный Михаил нанёс матери тяжелейшие побои, затем решил, что убил её и выбросился из окна их квартиры, находившейся на 11 этаже. Нина Сазонова выжила, долгое время провела в больнице, а после выписки вынуждена была нанять сиделку.Лариса Свиренко представлялась родственницей актрисы, а после обманом сумела переоформить квартиру на себя и продать её. Затем неожиданно появился внук Нины Сазоновой Евгений, который пытался наладить общение с актрисой и даже вывезти её за границу, но врачи не разрешили ему перевозить бабушку, а она сама не была настроена на родственные отношения. Не давала общаться Евгению с бабушкой и та самая сиделка, что продала квартиру актрисы.

Последние дни своей жизни Нина Афанасьевна, которая перенесла инсульт, страдала от артрита и деменции, провела в небольшой съёмной квартирке на окраине Москвы в обществе Ларисы Свиренко. В конце февраля 2004 года актрису госпитализировали из-за ухудшения самочувствия, а в ночь на первое марта её не стало. На 88 году жизни замерло сердце «всесоюзной мамы».К сожалению, дети знаменитых и успешных родителей часто становятся источником бед и проблем.

Дележ «нехорошей» квартиры

Закончилось «семейное дело» трагедией. Маленько протрезвев и обнаружив мать лежащей на полу без движения, сын решил, что убил ее, вышел на балкон и… бросился вниз с 11-го этажа.

Врачам удалось спасти великую актрису, но перед страшным диагнозом, поставленным ей после жутких побоев: «деменция — старческое слабоумие, энцефалопатия сосудов головного мозга и цереброваскулярная болезнь ДЭ третьей степени» — и они были бессильны.

Жить Нине Афанасьевне Сазоновой, практически потерявшей дееспособность, оставалось еще два мучительных года. И все это время между ее родственниками шла борьба за трехкомнатную элитную квартиру актрисы.

Приведем лишь несколько выдержек из интервью, данных главными фигурантами различным изданиям.

В отражении славы родителей. Что приводит детей звёзд к трагическому финалу

Внук Нины Сазоновой, Евгений Борисов: «Несмотря на то что я прописан в этой квартире, Сазонова оформила генеральную доверенность о праве на наследство на Свиренко (Лариса Свиренко, женщина, выдающая себя за племянницу Нины Сазоновой. — Ред.). По договору она должна обеспечивать Нину Афанасьевну питанием, медпомощью и уходом. Медпомощь она оказала — положила актрису в дом престарелых.

Я пришел к участковому, объяснил ситуацию. Он схватился за голову: „Надоели вы мне с этой квартирой“. Дал мне двух оперативных работников. Дверь пришлось взламывать, так как Свиренко отказывалась ее открывать, хотя в моем паспорте стоит штамп, что я прописан в этой квартире. Но жить я здесь не стану. Не могу. Ведь в этой квартире фактически убили двух людей…»

Кстати, внука своего, по свидетельству главной медсестры Павловопосадской ЦРБ, куда Свиренко поместила свою «горячо любимую тетю», Аллы Евграфовой, Сазонова терпеть не могла. «Она даже как-то спросила персонал: «А бандит сюда не придет?». Мы не поняли: «Какой бандит?» Она: «Да внук мой».

Лариса Свиренко: «Борисов стал продавать вещи из квартиры и саму квартиру собирался продать. Квартиру оценили в сто с лишним тысяч долларов. Говорит: себе я возьму семьдесят, тебе — тридцать. Что значит — тебе тридцать?!»

Впрочем, какое значение все эти разборки имеют теперь? Нины Сазоновой больше нет. И не все ли нам равно, кому досталась или достанется злополучная квартира? С нами останутся ее роли, ее чудесные задушевные песни: «Ромашки спрятались», «Стою на полустаночке», «Старый вальсок» и ее слова, сказанные о себе, о нас всех при жизни. Давайте послушаем их еще раз вместе.

Война

Через несколько лет началась война с Германией. Нина, в числе актеров театральной бригады, поехала на фронт, где они выступали с концертами в госпиталях и на передовой. Дважды только чудо спасало девушку от смерти: под Энском, по дороге в очередную военную часть, она наступила на противотанковую мину. К счастью, взрыва не произошло. Военный, сопровождавший актеров, приказал Нине не шевелиться. Пообещав вскоре вернуться с сапером, он ушел с коллегами Сазоновой. Она осталась одна в зимнем лесу и простояла на мине 40 минут до прихода помощи.

Фронтовой концерт. Фото ok.ru

Во второй раз бригада попала в окружение под Харьковом. Как выяснилось впоследствии, из всего коллектива уцелели только Нина и еще двое актеров. Существует несколько версий, как Сазоновой удалось вырваться из окружения. Актриса Ольга Богданова, которая много лет проработала с Ниной Афанасьевной в Театре Армии, рассказывала, что события развивались следующим образом.

Сазонова и один из офицеров успели спрятаться в стогу сена. Вражеские автоматчики прочесывали местность в поисках выживших и проверяли вилами каждый стог. Офицера, закрывшего собой Нину, они обнаружили, выволокли из стога и тут же расстреляли, а девушку не заметили. Она просидела на месте всю ночь.

Утром Нина встретила деревенскую жительницу, которая приютила ее в своем доме до следующего утра. Потом старушка дала Сазоновой крестьянскую одежду и прут. Перемазав лицо грязью, актриса пошла в сторону линии фронта. Если бы ее остановили оккупанты, она бы сказала, что ищет убежавшую корову. Однако немцы, попадавшиеся на пути Нины, не заинтересовались замарашкой и вопросов не задавали.

Измученная девушка случайно набрела на группу наших солдат, вместе с которыми попала на советскую территорию. Но там ее ожидало еще одно потрясение: допросы сотрудников НКВД. После всего, что Нине довелось пережить, она должна была доказывать, что не является немецкой шпионкой.

Наконец, “органы” убедились в невиновности Сазоновой. Без документов, в тех же обносках, она с трудом добралась до Москвы. Когда актриса появилась в театре, охранник ее не пропустил — он не узнал в этой полуседой, истерзанной женщине жизнерадостную хохотушку Нину. Ее психика тоже сильно пострадала — врачи диагностировали у 24-летней девушки начальную стадию шизофрении.

Несмотря на подорванное здоровье, Сазоновой пришлось вернуться на фронт. За годы войны актриса выступила более, чем в трех тысячах концертов.

Второе фронтовое испытание

Еще один раз судьба бросила вызов Нине Афанасьевне в 1942 году. Сазонова и ее концертная бригада выступали в одной из частей Красной Армии. В результате немецкого маневра артисты и военнослужащие оказались в окружении. Когда враг пошел в наступление, многие погибли. Сазонова спаслась, так как укрылась в стоге сена вместе с одним из офицеров. Она не была замечена солдатами противника, хотя они чуть не прокололи ее вилами и нашли там ее сопровождающего.

Когда немцы ушли, молодая женщина выбралась из стога и пошла в сторону деревни. Там она встретила местную жительницу. Старушка укрыла Нину Афанасьевну у себя в доме, а на следующий день снабдила ее деревенской одеждой. Она посоветовала ей рассказывать встречным, что ищет пропавшую корову. К счастью, фашистов и полицаев на пути Сазоновой не встретилось. Однако она несколько дней шла в направлении линии фронта, каждую минуту ожидая, что ее поймают немцы. Наконец Сазонову, полуживую, голодную и смертельно уставшую обнаружили советские разведчики. На этом приключения Нины Афанасьевны не прекратились. После того как она пересекла линию фронта, ее сразу же схватили сотрудники органов госбезопасности. Начались допросы, в ходе которых актриса Нина Сазонова была вынуждена доказывать, что она не шпионка и не диверсантка. Все эти события не лучшим образом сказались на психическом здоровье женщины, у которой впоследствии развилась шизофрения.

Примечания

  1. ↑ , с. 115.
  2. ↑ , с. 244.
  3. ↑ , с. 112.
  4. Лернер Л. Вы подумайте о наших матерях… // Смена : журнал. — М.: изд-во «Правда», 1987. — № 3 (5105).
  5. ↑ , с. 113.
  6. Екатерина Щеглова. . Женский журнал «Суперстиль» (21 декабря 2012). Дата обращения: 2 июня 2014.
  7. ↑ . Сайт «Киносозвездие». Дата обращения: 5 июня 2014.
  8. , с. 243.
  9. ↑ , с. 114.
  10. Григорий Заславский. . Вести FM (9 мая 2014). Дата обращения: 5 июня 2014.
  11. Виктор Борзенко. . Театрал (8 мая 2013). Дата обращения: 5 июня 2014.
  12. Ирина Боброва. . Московский комсомолец. — № 485 (12 января 2000). Дата обращения: 2 июня 2014.
  13. Центральный Академический театр Советской Армии / Редактор-составитель А. М. Смелянский. — М., 1980. — С. 48.
  14. ↑ . NEWSru.com (7 января 2002). Дата обращения: 9 июня 2014.
  15. Вахрамов В. Москва. Тёте Паше // Приложение к «Народной газете». — 1998. — № 4 (41).
  16. . Комментарий Валентины Толкуновой к песне «Стою на полустаночке». Youtube-канал «Валентина Толкунова: творчество и судьба (10 июля 2015). Дата обращения: 15 декабря 2020.
  17. ↑ , с. 116.
  18. ↑ , с. 117.
  19. Жегин Н. Вечер Сазоновой // Театр : журнал. — М., 1987. — № 8. — С. 102-104.
  20. ↑ , с. 118.
  21. Анастасия Плешакова, Ярослав Щедров. . Комсомольская правда (12 января 2002). Дата обращения: 2 июня 2014.
  22. Антон Клюев, Сергей Нехамкин. . Известия (25 ноября 2003). Дата обращения: 2 июня 2014.
  23. ↑ .
  24. Елизавета Никифорова. . Газета «Собеседник» (12 января 2017). Дата обращения: 11 февраля 2017.
  25. . Первый канал (7 января 2007). Дата обращения: 16 июня 2015.
  26. Папанов А. Загадка простоты // Советская Россия. — 7 января 1997.
  27. Варвара Ложкина. . tverlife.ru (16 января 2014). Дата обращения: 2 июня 2014.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 542 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Центрального академического театра Российской Армии»
  29. . Сайт Президента России.
  30. , с. 121.
  31. . ТАСС (12 мая 2016). Дата обращения: 11 декабря 2016.
  32. . peterstamps.ru. Дата обращения: 17 октября 2017.

Военная молодость

Когда началась война, Нина Сазонова вместе с коллегами по театру участвовала в концертах на Белорусском вокзале, откуда отправлялись эшелоны с бойцами на фронт. После в составе фронтовой бригады актриса не раз бывала на передовой, выступала в госпиталях перед ранеными, всего приняла участие в трёх тысячах концертов на фронте.

Нина Сазонова в фильме «Северо-западнее Берлина».

В 1942 году она оказалась в окружении под Харьковом, откуда её и подругу Тосю Романову командир попытался вывезти на танке, прорвавшись сквозь кольцо. Но Тося не удержалась и погибла, а вот Нина Сазонова выжила. Благодаря старушке в одной из деревень, сменила военную гимнастёрку на рваную одежду и смогла пробиться к своим.Правда, отношение к вышедшим из окружения было тогда неоднозначным, и актриса едва не угодила в лапы Смерша. В Москве ей пришлось ещё долго скрываться, ждать, пока подруга сделает ей новые документы, а затем уехать на время в Свердловск. Если бы не та самая подруга, Нина Сазонова вполне могла оказаться в лагере, как многие, вышедшие из окружения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector