7 типов интеллекта и 5 способов мышления

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Физические виды интеллекта

Физический интеллект – это интеллект, который непосредственно связан с телом человека, его способностями и характеристиками, т.е. это некий бессознательный “интеллект” самого тела, охватывающий все ткани и органы. Он определяется способностями человека управлять своим телом и телесными желаниями. Такой интеллект хорошо развит у людей, которые занимаются спортом и вообще изучают и совершенствуют способность управлять своим телом.

Реализация амбициозной личной стратегии невозможна без планирования развития и самого развития всех видов интеллекта человека.

Мы проведём тест различных видов интеллекта в следующем модуле.

Кинестетический (телесный)

Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.

Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.

Лучшие профессии:

  • спортсмен;
  • врач-хирург;
  • хореограф;
  • танцор;
  • дирижер;
  • военный;
  • артист.

Личностный (внутренний)

Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.

Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.

Подходящие профессии:

  • психолог;
  • социальный работник;
  • ведущий;
  • учитель.

В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

  • математик;
  • детектив;
  • композитор;
  • экономист;
  • дирижер;
  • физик;
  • инженер;
  • финансист;
  • аналитик.

Экзистенциальный

Один из самых особенных видов интеллекта, который может стать главным у ребенка. Он помогает получить высокий уровень осознанности, легко разбираться в своих чувствах, рассуждать о сложных вопросах, делать верные выводы. Такие дети хотят узнавать о разных экзистенциальных вещах, зачастую их беспокоят мысли о жизни и смерти

Часто их внимание привлекают работы знаменитых философов. Многие из них очень застенчивы, из-за чего становятся закрытыми личностями

Какие профессии подойдут для таких людей:

  • Психолог;
  • Политик;
  • Ученый;
  • Преподаватель;
  • Священник.

Очень важно позволять таким детям высказывать свое мнение, слушать их, а также поддерживать некоторые идеи. Только такое отношение поможет развить им интеллект до хорошего уровня

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

Теория Гарднера

В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.

Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.

Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.

Выделяют:

  • природный (натуралистический);
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • экзистенциальный (философский);
  • кинестетический (телесный);
  • межличностный (социальный);
  • пространственный (образный);
  • лингвистический (вербальный);
  • личностный (внутренний).

Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют «жонглировать словами». Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и документальная литература. Играть в словесные игры, такие как кроссворды и «Словодел». Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Карьера: журналистика, право, реклама, переводы с других языков, писательство.

Натуралистический

Еще один из 8 видов интеллекта по Гарднеру, делающий ребенка способным к отдельным видам деятельности. Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Например, проращивание растений. Им очень нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. Оценки по биологии, географии и химии у них всегда хорошие. При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.

Подходящие профессии:

  • Ветеринар;
  • Геолог;
  • Эколог;
  • Фермер;
  • Лесник.

Для развития натуралистического интеллекта нужно обязательно выделять ребенку время для ухода за питомцами, чтения интересных журналов или книг, отправляться с ним в походы, а также обеспечить его возможностью создать собственный сад.

Визуально-пространственный

Разум ребенка с визуально-пространственным интеллектом придает миру особые краски. Малыши получают огромное удовольствие от игр с куклами, собирательства пазлов, поиска выхода из лабиринта. Многие из них имеют выдуманного друга, с которым часто общаются. Становясь старше, такие люди хорошо чувствуют цвета, что помогает разбираться в сочетании одежды, легко решают задачи, связанные с геометрией, черчением и рисованием. У них не возникает проблем с географической ориентацией или запоминанием новых мест. Большим их преимуществом становится навык четкой визуализации.

Наибольшего успеха получится добиться в следующих должностях:

  • Художник;
  • Скульптор;
  • Дизайнер;
  • Архитектор;
  • Инженер;
  • Режиссер.

Как и любой из других типов интеллекта по Гарднеру, визуально-пространственный можно развивать. Для этого достаточно позволять ребенку больше рисовать, визуализируя настоящих или вымышленных героев, а также регулярно просить самостоятельно найти несколько решений для разных задач.

Природный

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство;
  • ботаника;
  • садоводство;
  • астрономия;
  • химия;
  • поварское дело;
  • агрономия;
  • археолог.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Выводы на основе теории Говарда Гарднера

В заключении подчеркнем, что:

  • все типы интеллекта связаны между собой и их можно развивать. Развивая одну способность, мы будем помогать развиваться другим, смежным этой, способностям. Обычно у детей хорошо развиты два или три типа интеллекта. Другим надо немного помочь включиться. Для некоторых потребуются серьезные усилия.
  • Тип интеллекта указывает не только на способности человека. Это также подсказка, какой именно стиль и способы обучения подходят, чтобы лучшим образом развить эту способность.
  • Используя удобный нам способ познания, мы во много раз увеличиваем эффективность обучения. Подбирая ребенку задания с учетом его особенностей, мы помогаем ему не только познать новое, но и с радостью учиться.
  • Плохие оценки в школе говорят не о низком интеллекте ребенка и его неспособности к обучению. Это прежде всего показатель недоработанной системы образования.
  • Ученик с плохими оценками имеет в будущем равные с отличниками шансы на успех, если будет развивать свой тип интеллекта.
  • Тесты на уровень IQ не могут достоверно оценивать интеллект и способности человека. Каждый из нас умен и развит в своей области.

Теория множественного интеллекта Гарднера показывает природу и механизмы работы нашего разума, как он взаимодействует и развивается под воздействием окружающей действительности. Пока это только теория, по поводу которой еще ведутся исследования, и которая еще претерпевает изменения. Но благодаря Говарду Гарднеру мы можем узнать, каким типом интеллекта обладаем, и подобрать нужные методы и способы обучения. А это во многом залог успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector