20 лучших японских фильмов, которые стоит посмотреть
Содержание:
- Затоiчи (2003)
- Беспредел (2010)
- Жанр: романтика
- Пешком-пешком (2008)
- Почему ты не играешь в аду? (2013)
- Харакири (Seppuku), 1962
- 9. Вкус чая (2004)
- Особенности кино Японии
- Бродяга Кэнсин (2012)
- Очень японский хоррор: 7 фильмов, после которых действительно страшно
- Темный дворецкий (2014)
- Принцесса Мононоке (Mononoke-hime), 1997
- «Девочка, покорившая время»
- «Томие»
- Жить (Ikiru), 1952
- Жанр: история
- Расёмон (Rashômon), 1950
- Звонок
- Ты сияешь в лунном свете (2019)
- Тетрадь смерти
- Телохранитель (Yôjinbô), 1961
- Бродяга Кэнсин (2012)
- Дневник Умимати (2015)
- Рай и ад (Tengoku to jigoku), 1963
- 7 самураев (Shichinin no samurai), 1954
- Немного о зомби
- Заключение
Затоiчи (2003)
Исторический фильм, самурайский боевик, который получил пять премий Японской киноакадемии. Действие его разворачивается в феодальной Японии. Сюжет сложный, состоит из нескольких переплетающихся между собой линий. Затоiчи – так зовут слепого странника. Он путешествует по стране, зарабатывая на пропитание массажем и игрой в кости. В этот раз он попадает в небольшой городок. Население его живет в страхе: здесь правит шайка Гиндзо. Затоiчи знакомится с братом и сестрой Наруто. У них есть цель – отомстить за убийство родителей, а пока они путешествуют под видом гейш. Затоiчи тоже не так прост как кажется. Он отличный воин, искусно владеет мечом и может быть сможет помочь «гейшам» …
Беспредел (2010)
Эффектный гангстерский фильм про горячих японских парней с натуралистичными сценами и захватывающим сюжетом про передел власти. Якудза Отомо наблюдает, как члены преступных кланов попирают клятвы и традиции в борьбе за влияние в новых условиях. Время суровых героев со старинным кодексом чести уходит с криминальной сцены Японии. Пробил час финансистов с двойной игрой, предательством и пренебрежением к данному слову. Какие метаморфозы происходят с членами якудзы в мире коррупции, где деньги решают всё?
Оригинальное названиеAutoreijiЖанрКриминал, драма, триллерАктерыТакеши Китано, Киппэй Сина, Рё Касэ, Фумиё Кохината…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 6.8Возрастные ограничения18+
Жанр: романтика
Японские фильмы про любовь пользуются большой популярностью у зрителей всех стран мира. Из самых известных, которые завоевали не только уважение, но и награды, можно назвать следующие:
- «Соседка Яэ-тян» — фильм был представлен общественности в 1934 году. Пожалуй, это была самая первая романтическая история, в которой рассказывалось о любви двух студентов.
- «Дочь самурая» — в фильме описана история молодого агронома Теуро, который вернулся в Японию по окончании обучения в Европе, и немецкой девушке Герде. Для Теуро, который за время учебы в Европе привык к индивидуальной свободе, жизнь в Японии кажется неимоверно тесной и ограниченной, и только знакомство с Гердой помогает ему пересмотреть свои приоритеты. Фильм вышел в 1937 году и до сих пор является образцом для подражания.
Японские фильмы про любовь нового поколения отличаются разнообразием сюжетных направлений, которые подобраны для разных целевых аудиторий. Лучшими среди них можно назвать:
«Куклы» (2002 год). В фильме раскрыто три любовные истории. Каждая из них – это отдельная сюжетная линия, рассказывающая о том, какие могут быть отношения между влюбленными и какой, по сути, может быть любовь. От любви можно сойти с ума; если отказаться от любви, потом можно пожалеть; за любовь нужно сражаться.
«Я просто люблю тебя» (2006 год). История двух студентов, которые волей судьбы случайно встретились и подружились
Он никогда не воспринимал ее всерьез, а она слишком долго его ждала и сделала все, чтобы он обратил на нее внимание. Судя по отзывам зрителей, этот фильм отлично подойдет для романтиков, одиночек и тех, кто уверен в своей «эмоциональной непробиваемости».
«Небо любви» (2007 год)
Любовь всегда приходит внезапно, так случилось и с героиней этого фильма. Она просто влюбилась в человека, который постоянно ей звонил, вот только из-за недопонимания они вынуждены были расстаться, но даже спустя много лет их любовь не исчезла.
Но романтическими историями «любовь» в японском кинематографе не ограничивается. Мало кому известно, что существуют японские фильмы про любовь «18 плюс» – категория для взрослых. Среди них есть и те, что завоевали много наград, к примеру, «Империя чувств» (1978).
Пешком-пешком (2008)
Драматический фильм о семейных отношениях. Пожилые супруги Ёкояма собирают всех своих родственников, чтобы почтить память умершего сына. Он погиб давно. Утонул, спасая из воды незнакомого мальчишку. Приезжает дочь со своей семьей и второй сын. Этот день наполненный суетой, приготовлением еды, душевными разговорами – он кажется обыденным. Зрителю представляется уникальная возможность увидеть, как складываются отношения в этой семье. Дети уезжают, а родители будут снова ждать их приезда. Сын и дочь напротив – считают, что одного раза в год вполне достаточно. Они думают о том, что однажды им не придется больше сюда приезжать…
Почему ты не играешь в аду? (2013)
Жена лидера якудзы спасла мужу жизнь и расправилась с наёмными убийцами. За уничтожение киллеров женщину заключают в тюрьму. Перед тем, как отправиться в места не столь отдалённые, женщина просит мужа позаботиться о кинокарьере дочери. Длительный срок заключения подходит к концу, а девушка так и не снялась ни в одном фильме. К счастью, на горизонте появляется экстравагантный инди-режиссёр, согласный молниеносно слепить шедевр с Мицуко.
Оригинальное названиеJigoku de naze waruiАктерыДзюн Кунимура, Фуми Никайдо, Синъити Цуцуми…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 7.2
Харакири (Seppuku), 1962
Фильм режиссера Масаки Кобаяси повествует о нищем ронине, который хочет воспользоваться старинным обычаем и сделать сеппуку (ритуальное самоубийство) во дворе дома знатного самурайского клана – это считалось почетной смертью.
Главный герой Хансиро Цугумо приходит к клану Ии со своей просьбой, но его пытаются отговорить странным образом – запугивая мучительной смертью предыдущего такого же просителя. Ему рассказывают, что тот пришел даже не с настоящим мечом, а с бамбуковой подделкой. Но они заставили его совершить самоубийство тупым бамбуковым мечом. Цугумо знает своего предшественника, и знает, что тот продал мечи ради денег для своей семьи. И даже просить места для самоубийства он приходил, тайно надеясь на жалость: может, ему дадут денег или работу.
Но главный герой тверд в своем решении и не надеется на жалость. И готовясь к ритуалу, он рассказывает свою историю…
9. Вкус чая (2004)
КиноПоиск: 7.5IMDb: 7.7Жанр: фэнтези, комедияРежиссер: Кацухито ИсийМузыка: Тембо ЛиттлДлительность: 143 мин.
«Вкус чая» часто описывают как сюрреалистическую версию фильма «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана. Это история необычной семьи, живущей в обычной сельской местности к северу от Токио.
Сюжета в картине, по сути, нет, каждый из главных героев занят своей «безуминкой», но это не мешает им быть смешными, трогательными и наслаждаться простыми человеческими радостями.
Фильм «Вкус чая», получивший множество наград на международных кинофестивалях — яркий образчик визуально и эмоционально захватывающих картин, на которые равняются многие современные японские кинематографисты.
Особенности кино Японии
Будучи традиционным и самобытным, японский кинематограф, подвержен влиянию западных фильмов и тенденций. Мы узнали о существовании этого кино не слишком давно, многим оно запомнилось, прежде всего, фильмами жанра ужасы. Думаю, многие смотрели фильм «Звонок». Жутковатый…
Честно сказать, большая часть японских картин не будут понятны европейцу. Возможно, нас не впечатляют многие японские фильмы из-за отсутствия динамики, резко сменяющихся сюжетов, эмоциональных перепадов и захватывающих, привычных нам интриг. Японское кино, скорее созерцательное и несет в себе психологический или философский характер. Не редко, после окончания фильма, еще долго продолжаешь вспоминать некоторые сюжеты и события, многие японские фильмы подталкивают к раздумьям. Да и не только фильмы, но и мультипликация, помните увлекательные, красочные мультфильмы, прекрасного японского режиссера Хаяо Миядзаки, где в сюжете вложена глубокая философская нить.
Бродяга Кэнсин (2012)
Популярный японский фильм основан на первой части легендарной манги об убийце Кэнсине, ставшем самураем-бродягой и защитником людей во искупление былых грехов. В Токио его пути пересекаются с красавицей Каору, инструктором школы кэндо. Однако отношениям мешает вмешательство опиумного дельца, банде которого понадобился додзе Каору. Для Кэнсина вновь настаёт время крушить врагов. Плюсом киноадаптации манги стали костюмы и декорации Японии XIX века, а также минимум компьютерной графики в боевых сценах.
Оригинальное названиеRuroni Kenshin: Meiji kenkaku roman tanЖанрБоевик, драма, мелодрамаАктерыТакэру Сато, Ю Аои, Эми Такэи, Го Аяно…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.5, IMDb – 7.5
Очень японский хоррор: 7 фильмов, после которых действительно страшно
Критики отмечают парадоксальное для фильма ужасов смешение жанров в «Кинопробе» Такаси Миике: мелодраматический сюжет семейной драмы оборачивается жестоким триллером, способным повергнуть в шок далеко не самых впечатлительных зрителей. Картина практически лишена мистики и традиционных демонов и призраков, зато изобилует ужасами обыденности и вариациями на тему сексуальной ущемленности женщин в Японии. На эту картину безусловное влияние оказала богатая национальная традиция легкого порно с садомазохистическими чертами и виктимными жертвами. После нескольких скандальных показов на кинофестивалях, где картина вызвала негодование и гнев у западных борцов за права женщин, Такаси Миике стал вторым по популярности в Европе японским режиссером после Такеси Китано. А Квентин Тарантино назвал «Кинопробу» одним из лучших фильмов начиная с 1992 года.
Сюжет. Вдовец Аояма принимает предложение старого друга кинопродюсера использовать кинопробы к новой ленте в качестве смотрин. Еще просматривая резюме девушек, Аояма влюбляется в одну из них, молодую, в прошлом балерину, красавицу Азами Ямазаки. После ночи, проведенной вместе в гостинице, девушка неожиданно пропадает, и обезумевший от любви Аояма, пытаясь ее разыскать, приходит в балетную школу, где когда-то танцевала Ямазаки. Из воспоминаний учителя танцев зритель узнает о издевательствах, которым подвергалась девочка. Около половины фильма зритель недоумевает, чем же «Кинопробы» зацепили Тарантино и когда же эта психологическая семейная драма превратится в обещанный в кровавый триллер. Но очень скоро становится ясно, что молчаливая красавица, в которую без памяти влюбился Аояма, оказывается настоящей садисткой, готовой мстить за детские травмы с яростью и изощренностью, достойной неуспокоенного злого духа – юрэя.
Источник зла. Миике в качестве объекта зла выбрал молодую красивую женщину, изуродованную, по Фрейду, в детстве. Сексуальное насилие, фетиш детскости в женщинах любого возраста (недаром все традиционные женские имена заканчиваются иероглифом «ко» — «ребенок») оказали бесспорное влияние на «Кинопробу».
Жуткая сцена. Сидя у себя дома в кресле, Аояма выпивает виски, в который девушка уже подмешала парализующий наркотик. Мужчина галлюцинирует и видит встречи с Ямазаки, где она рассказывает, как над ней измывались родные и отчим, видит умершую жену, которая пытается отговорить его от встреч с Ямазаки. Видит он и человека без языка, ног и пальцев на руках, спрятанного в мешке в комнате у своей возлюбленной. Очнувшись, Аояма обнаруживает Азами рядом – на ней кожаный фартук мясника и черные резиновые перчатки до локтей. При ней набор акупунктурных игл, которые она втыкает своему кавалеру в солнечное сплетение и в глаза, детским голосом приговаривая: «Глубже-глубже-глубже». Даже отрезая несчастному мужчине ноги зазубренной проволокой, Азами выглядит так, словно для нее это все детская игра, а в кадре постоянно появляется ее довольное лицо. «Истории ужаса из Токио»
Сборник из пятнадцати короткометражек, снятых по сюжетам как традиционных японских кайданов, так и современных городских легенд, собранных по всей Японии.
Темный дворецкий (2014)
Действие художественного фильма с поющими японскими актёрами переносит зрителей в Англию XIX века. Главные герои – дворецкий Себастьян и граф Сиэль заключают контракт, по которому слуга выполняет роль тени гордого мальчика. По приказу королевы Виктории дуэт расследует череду убийств в Лондоне. Одновременно синигами ведут своё расследование и отправляют специальную группу по «собиранию душ». Красивый, насыщенный трюками, мюзикл рекомендуется смотреть с субтитрами, наслаждаясь превосходными вокальными партиями.
Оригинальное названиеKuroshitsujiЖанрУжасы, фэнтези, боевик, триллер, драма, криминал, детектив, приключения, семейныйАктерыХиро Мидзусима, Аямэ Горики, Юка, Мидзуки Ямамото…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.2
Принцесса Мононоке (Mononoke-hime), 1997
Прекрасный красочный мультфильм Хаяо Миядзаки, рассказывающий о парне Аситака, живущем в деревне далеко на Востоке, докуда не доходят вести из мира. Однажды жители видят стремительно гибнущий лес и вепря-оборотня, который охвачен ненавистью ко всему живому.
Аситака, не колеблясь, отправляется на бой с оборотнем, сначала лишив его зрения, а потом и убив. Но демоническое существо успевает наложить свое проклятие, теперь Аситака обречен. Он отправляется в другие края, чтобы найти лекарство для себя, и по пути встречает разбойников, грабящих деревню и убивающих жителей. Желая защитить невинных, Аситака бросается в бой, где становится ясно, что проклятие хоть и причиняет массу боли, но и дает невероятную силу, питаемую ненавистью человека.
Спустя некоторое время Аситака становится свидетелем еще более масштабного противостояния – людей и леса. По одну сторону принцесса леса Мононоке, с другой – люди, добывающие железо в округе и вырубающие для этого лес. Это не просто стычки, это война. К этому присоединяются люди императора, которые хотят забрать голову Лесного бога, чтобы управлять им.
Но на чьей стороне правда? Если правы лесные жители и Лесной бог, то люди умрут с голода без торговли железом. А если люди – погибнет многовековой лес и его жители…
«Девочка, покорившая время»
Выбирая, что из аниме посмотреть, обязательно остановите свой выбор на картине «Девочка, покорившая время». Это картина о необходимом равновесии в мире. Если тебе очень весело, то кому-то на планете так же грустно.
Главная героиня — школьница Макото Конно. Она плохо себе представляет свое будущее, всюду опаздывает и не успевает по многим предметам. Все меняется, когда на железнодорожной станции происходит странное происшествие, в результате которого Макото осваивает перемещение во времени. Конечно же, первым делом она решает изменить свою жизнь. Но приведет ли это к чему-то хорошему?
«Томие»
Томие — это демон похоти (что-то вроде суккуба), обладающий невероятной красотой. Томие способна заставить мужчину совершить все что угодно. Сюжет кинокартины расскажет о юной девушке по имени Тсукико Идзумисаве. Тсукико вынуждена сразиться с Томие за душу своего парня, который попал под контроль злобного демона похоти. Сможет ли юная девушка одолеть Томие? Победит ли искренняя любовь похоть и разврат?
Картина вызывает страх за счет своей атмосферы, которая пугает и в то же время зачаровывает. Атмосферу, в свою очередь, создает восхитительный саундтрек, который отлично вписывается в общую концепцию фильма.
Жить (Ikiru), 1952
Угадаете режиссера? Ну конечно, Акира Куросава. Теперь уже вдохновленный повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
По сюжету Kандзи Ватанабэ, всю жизнь проработавший на начальственной должности, узнал свой страшный диагноз и вдруг понял, что на самом деле за работой пропустил жизнь. Оглянувшись на свое прошлое, он увидел, что не сделал ничего стоящего, у него нет настоящих друзей и семьи. Нет, у него есть сын, но он так далек от отца, что совершенно не понимает его.
И Ватанабэ спешит успеть сделать хоть что-нибудь хорошее. Например, помочь увольняющейся девушке из его компании преодолеть все бюрократические препоны, каким он раньше и сам служил.
Это фильм-рассказ, неспешный и очень показательный, а главное, рассказывающий, что никогда не поздно начать что-то сначала, даже если не получается.
Жанр: история
Лучшие фильмы Японии этого жанра повествуют о гражданской войне и самураях:
- «Солнечные сказания о последних днях сёгуната» (1957 год). События, происходящие перед реставрацией эпохи Мэйдзи, представлены как исторический бурлеск с нотками черного юмора. Это первый исторический комедийный фильм о самураях.
- «Телохранитель» (1961 год). Самураи-одиночки были редким явлением в XIX веке, но когда они появлялись в городе или деревне, жители могли быть уверены, что вся несправедливость будет искоренена.
- «Харакири» (1962 год). Харакири – давняя самурайская традиция и, по сути, добровольный процесс, к которому никто не принуждает. Однако есть определенные правила для осуществления этой процедуры. Но, видимо, сама судьба не хочет, чтобы главный герой фильма приступил к умышленному самоубийству – практически перед самым «мероприятием» загадочным образом исчезают три самурая, которые должны были присутствовать во время харакири.
Расёмон (Rashômon), 1950
И снова Акира Куросава. Не длинный (по меркам Куросавы) фильм «Расёмон» стал первой лентой, вышедшей на мировые экраны – и потряс их. Сюжет рассказывает о нескольких людях, прячущихся от дождя у ворот Расёмон и рассказывающих о показаниях, которые недавно давали в суде о смерти самурая и изнасиловании его жены.
С удивлением они обнаружили, что все они хоть и говорят об одном и том же событии, но говорят разное. Да еще и убийца самурая и жена погибшего тоже рассказывали свои противоречивые истории. В итоге получается несколько версий событий, но какая из них верна?
Но это не детектив, это фильм о людях и их лжи. Или их правде, которая у каждого своя. В 2008 году фильм был отреставрирован и оцифрован. Тогда же он получил еще несколько премий к уже имеющимся.
Звонок
Ringu
- Япония, 1998 год.
- Ужасы, триллер, детектив.
- Длительность: 96 минут.
- IMDb: 7,2.
Кадр из фильма «Звонок» Молодая журналистка Рейко Асакава вместе со своим бывшим мужем пытается расследовать дело о необычной кассете. Тем, кто посмотрел эту запись, звонит незнакомка и сообщает, что через неделю они умрут. И люди действительно погибают от остановки сердца. Среди жертв кассеты — племянница Асакавы, поэтому героиня чувствует, что обязана докопаться до правды. Ситуация усугубляется ещё и тем, что маленький сын журналистки тоже видел роковую плёнку.
Фильм Хидэо Накаты совершил настоящую революцию в жанре ужасов и подогрел интерес международной аудитории к азиатскому хоррору. Режиссёр сознательно отказался от хеппи‑энда: в финале попытки героев договориться со злом ни к чему не приводят, и круг (именно поэтому оригинальное название означает сразу и «звонок», и «кольцо») замыкается.
Образ Садако, девушки‑призрака с чёрными распущенными волосами, закрывающими лицо, пришёл из традиционной японской мифологии, а после «Звонка» стал культовым во всём мире и породил множество подражателей. Хотя картина пугает не только этим: она отличается умело созданной атмосферой саспенса и отчуждённости.
Угрюмая цветовая гамма, непрекращающийся дождь, тишина в пустынных комнатах — всё это подчёркивает одиночество Асакавы и её мужа, их погружённость в себя. Причём героев не случайно сделали именно супругами в разводе.
В 2002 году вышел американский ремейк «Звонка» авторства Гора Вербински. Заслуга американских создателей в том, что они не просто скопировали оригинал, но и объединили типичные черты японских ужастиков с культурными традициями своей страны.
Так, художник‑постановщик Том Даффилд черпал вдохновение в картинах Эндрю Уайета, необычайно точно передававшего в своих работах чувство одиночества и безысходности. А часть визуальных приёмов по построению кадра Вербински позаимствовал у мастера ужасов Альфреда Хичкока.
Ты сияешь в лунном свете (2019)
Дорама в стиле фэнтези снята по роману Тэцуя Сано «Ты сияешь лунной ночью». Озвучка на русском языке добавила красивому японскому фильму поклонниц, мечтающих о порции романтики и светлой грусти. Сюжет про влюблённых, не имеющих будущего из-за болезни, весьма распространён в кинематографе Японии. На этот раз у старшеклассницы Мамидзу эффектное, но смертельное люминесцентное заболевание – под светом луны тело девушки мерцает, и чем ближе конец, тем ярче сияние. Мамидзу нельзя выходить за пределы больницы, поэтому мечты возлюбленной воплощает её парень Такуя.
Оригинальное названиеKimi wa Tsukiyo ni HikarikagayakuЖанрМелодрама, фэнтезиАктерыМэй Нагано, Такуми Китамура, Кёко Хасэгава…СтранаЯпонияРейтингIMDb – 6.1
Тетрадь смерти
Первый открытый показ «Тетради смерти» состоялся в июне 2006 г. Отличный японский фантастический фильм снят по мотивам комикса. Также существует анимационное кино по аналогичной идее.
Студент становится обладателем тетради с мистическими свойствами. Стоит написать на страницах имя человека, как тот, кому оно принадлежит, погибает вне зависимости от того, где он находится. Молодой человек осознаёт: в его руках оказалось мощное и действенное оружие, с помощью которого можно избавить мир от преступности всех мастей. Парень старательно записывает в тетрадку имена убийц и прочих негодяев, заранее узнав, как выглядят потенциальные объекты праведной кары. Методичное истребление зла в государстве нарушает вмешательство следователя, который выходит на след мстителя и преподносит ему свою правду.
Телохранитель (Yôjinbô), 1961
«Телохранитель» — тоже фильм Акиры Куросавы. Он довольно легко и непринужденно повествует о небольшом эпизоде из жизни городка незадолго до революции Мэйдзи (19 век). Бедный самурай решает помочь жителям города, который терроризируют местные бандиты. А те только дерутся и играют в кости целыми днями да ненавидят друг друга. А что самое неприятное: молодежь стремится уйти в бандиты, потому что хочет легкой красивой жизни.
Этот фильм отличается от подобных тем, что самурай-помощник не бросается грудью на амбразуру, а хитростью стравливает банды «Беглые преступники» и «Игроки» между собой, чтобы потом добить оставшихся. Для этого он нанимается в одну из банд телохранителем, до этого устроив показательную расправу над членами второй бандой. А потом начинает игру «на два фронта».
Некоторые могут возразить, что фильм не настолько хорош, чтобы находиться в ТОП-10, однако у него неспроста такой высокий рейтинг: лента отличается тем, что в ней используется особенная операторская и актерская работа, а сам фильм рассказывает об игре на людских пороках и желаниях. В целом получилось ненавязчиво и интересно, даже есть над чем посмеяться – там много юмористических персонажей.
Бродяга Кэнсин (2012)
Популярный японский фильм основан на первой части легендарной манги об убийце Кэнсине, ставшем самураем-бродягой и защитником людей во искупление былых грехов. В Токио его пути пересекаются с красавицей Каору, инструктором школы кэндо. Однако отношениям мешает вмешательство опиумного дельца, банде которого понадобился додзе Каору. Для Кэнсина вновь настаёт время крушить врагов. Плюсом киноадаптации манги стали костюмы и декорации Японии XIX века, а также минимум компьютерной графики в боевых сценах.
ТрейлерОригинальное название: Ruroni Kenshin: Meiji kenkaku roman tan Жанр: Боевик, драма, мелодрама Актеры: Такэру Сато, Ю Аои, Эми Такэи, Го Аяно… Страна: Япония Рейтинг: Кинопоиск – 7.5, IMDb – 7.5
Дневник Умимати (2015)
Теплый семейный фильм о родственных связях. Сати, Ёсино и Тики – сестры. 14 лет назад они потеряли родителей. Нет, они не погибли. Отец ушел к другой женщине, а мать бросила девочек, так как не могла справиться со своим горем. Их воспитала бабушка, но главой семейства пришлось стать Сати, которая на тот момент еще училась в школе. Забота о младших сестренках легла на ее хрупкие плечи. Когда девушки повзрослели, они остались самыми близкими людьми друг для друга. Когда их отец умирает, они решают попрощаться с ним и приезжают на похороны. Девушки узнают, что у отца были дочь. 13-летняя Сюдзю осталась сиротой. Сати, Ёсино и Тики делают ей предложение, от которого она не может отказаться. Сюдзю дает свое согласие, теперь она будет жить вместе с сестрами…
Рай и ад (Tengoku to jigoku), 1963
Драматический фильм Акира Куросавы, еще более эмоциональный, сложный и неоднозначный. Рассказ идет о богатом промышленнике, хорошем и проницательном человеке, ставшем перед дилеммой: спасти чужого мальчика, которого похитили вместо его сына по ошибке, или плюнуть на все и не тратиться на выкуп, ведь иначе он останется банкротом? Этот вопрос и станет главной мыслью фильма: человеческая жизнь или деньги.
Первая часть фильма требует терпения, так как показывает сложные размышления и переговоры, много телефонных звонков и расследований. Во второй части действие более динамично.
7 самураев (Shichinin no samurai), 1954
События фильма «7 самураев» разворачиваются в 1586 году и рассказывают о гражданской войне в Японии. Среди хаоса и беспорядка процветают «преступные элементы» — мародеры, грабители, бандиты. Они терроризируют жителей деревень и городов, отбирают пищу и скот, убивают целые семьи. Но в одной деревеньке жители решили, что смогут противостоять бандитам, если наймут самураев – профессиональных воинов, которые в любом случае лучше самих крестьян на поле боя.
Это философское драматическое рассуждение об истинных человеческих ценностях и образе мыслей действительно смелых и благородных людей.
Фильм снял Акира Куросава в 1954 году в жанре «дзидай-гэки» (яп. 時代劇, исторический драматический фильм, рассказывающие про боевые приключения самураев). Во время съемок происходило много такого, что чуть не останавливало всю работу. Например, Куросава часто выходил за рамки бюджета, и потому продюсеры собирались прекратить финансирование, но режиссер снова и снова уговаривал их (как водится, до следующего раза). А еще на финальную сцену постоянно не хватало лошадей – тоже отголоски жесткого бюджета.
В сюжете все пронизано конкретикой и четким понимаем действий героями, все готовы делать то, о чем говорят. Отдать – означает отдать; умереть – значит, умереть. Здесь нет долгих рассуждений «ни о чем», но есть глубокое понимание того, на что они идут: семеро против сорока. И нельзя сказать, есть тут или нет счастливого конца, все зависит от точки зрения.
Немного о зомби
И какие же могут быть фильмы ужасов без зомби? Истории об оживших мертвецах, не только жуткие, но и модные. Японские фильмы про зомби-апокалипсис заняли свою нишу в мировом кинематографе. Может быть, они немного непривычны европейскому глазу, но смотрятся на одном дыхании. Японские фильмы про зомби представлены такими лентами, как «Дешевые отходы» (2000 год), «Доспех: самураи-зомби» (2008), «Цок-Цок» (2009 год), «Адский драйвер» (2010 год).
Но самым лучшим можно назвать фильм «Мисс Зомби», 2013 года выпуска. Если первые японские фильмы про зомби пытались соответствовать мировым стандартам этого жанра, то в «Мисс Зомби» ожившие мертвецы не представлены в виде чудовищ с наклонностями к каннибализму. Сара – женщина-зомби, которая находится в подчинении у одной семьи. Она – обычная служанка, и члены семьи, в частности жена хозяина дома и их сын, воспринимают ее как человека. Но обществу невыносимо от того, что кто-то не такой, как все. Люди хотят уничтожить Сару, вот только она и так мертвая, но продолжает жить ради чужого одинокого ребенка, который постоянно держит ее за руку.
Этот фильм больше похож на социальную драму, где есть толпа, сторонние наблюдатели и одиночки, всегда идущие против всего мира.
Заключение
Как уже ранее описывалось, японские фильмы – это нечто созерцательное. Отсылаясь к буддизму, который учит всеобщей просветлённости, можно сказать, что японское созерцательное кино как раз отсылает к высшей точки духовного познания – к нирване. Японские фильмы неторопливы, человек как будто попадает в сам фильм. Наличие очень малого числа диалогов или почти их полное отсутствие заставляет задумываться не над внешней оболочкой самого фильма, а над тем, что же режиссер хочет нам сказать. Созерцательность фильма, так же как и его тишина даёт предпосылки подсознанию. Наверное, во время просмотра японских фильмов именно созерцательного жанра, отдыхает не только тело, но и разум и душа.
И нельзя не сказать пару слов о японских фильмах ужасов, которые прославились на весь мир благодаря американским римейкам. Самые знаменитые из них это, пожалуй, «Звонок» и «Проклятие». В обоих фильмах фигурирует образ зла в целом в лице маленькой мёртвой девочки (или мальчика, как в «Проклятии»), которые мстят за свою смерть. Одним из важнейших элементов синтоизма является отношение японцев к духам умерших людей. Почитая и уважая их, в фильмах этого жанра, напротив, японцы пытаются уничтожить зло в лице этих духов. Можно сказать, что этим режиссёры пытаются показать какую-то боязнь перед духами. Люди боятся чем-то разгневать духов и тем самым навлечь на себя их ярость.
Еще можно, кроме самого кинематографа, рассмотреть напоследок одно из самых знаменитых культурных направлений Японии, а именно анимационное направление. Аниме – это мультфильмы, которые во всём мире смотрят и взрослые и дети. Одними из самых популярных аниме, известных во всем мире широкой аудитории, являются, пожалуй, рисованные шедевры Хаяо Миядзаки «Ходячий замок» и «Унесённые призраками». В последнем мультфильме были использованы очень многие божества, ками, которые помогали маленькой девочке выбраться из мира призраков и при этом спасти своих родителей.
Эстетика всего японского кинематографа включает в себя умиротворенность дзен-буддизма, его созерцательную основу. И, конечно, в большинстве фильмов или аниме японцы стараются воздать уважение и тем божествам или духам, которым они поклоняются.
В этом, возможно, заключается главная эстетическая линия японского кинематографа. В познании жизни простых людей через призму мифологических и философских знаний этого народа. Ермолович Евгения, Энциклопедия для детей. Т.6 Религии мира. ч.2. М:Аванта+,2004., Козловский Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М., 1975, Wikipedia.ru