Genskie-sovety.ru

Любительский портал genskie-sovety.ru

Метки: Кентавр убежище, кентавр пенза, кентавр женский, кентавр 605.

Кентавры (др.-греч. Κένταυροι, ед.ч. Κένταυρος) в греческой мифологии[1] — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.[2]

Содержание

Происхождение образа и названия

Слово «кентавр» (др.-греч. κένταυρος, kentauros), или латинизированный вариант — «центавр» (лат. centaurus), традиционно возводится к словообразованию, состоящему из двух греческих корней: kenteo — колоть и tauros — бык, которое может интерпретироваться и как убийца быков[3] или охотник на быков, и как погонщик быков или даже ковбой[4].

Образ кентавров предположительно возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших ещё верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племён: скифов[5], тюрок[6], касситов[7] или тавров. Этим объясняется как свирепый нрав кентавров, так и их связь с быками — основой хозяйства кочевников было скотоводство.

Согласно эвгемерическому истолкованию античного времени, это были юноши из деревни Туча, которые изобрели верховую езду и перебили диких быков[8]; либо люди из города Пелефроний, где был найден способ приручать лошадей[9].

Согласно другому подходу, образ кентавров восходит ко временам распада греко-арийского языкового единства, а само слово, как и др.-инд. гандхарва, было заимствовано в протогреческий из некоего субстратного языка. Если принять эту версию, спекуляции о всадниках становятся беспочвенными, а принятую этимологию этого слова следует признать позднейшим народным переосмыслением. Вообще, даже семантически, образы кентавров и гандхарв весьма схожи.[10]

Мифы

Питер Пауль Рубенс. Похищение Гипподамии.

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры[11].

Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев.

Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.

Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом[12] (см. Фол (кентавр)). Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода[13]. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Известные кентавры

Борьба Геракла с Нессом. Амфора работы Вазописца Несса.

Женщины-кентавры

Джон Ла Фарж, «Кентаврица».

Кентавриды (лат. Centaurides, в просторечии кентаврицы) редко встречались в живописи и мифах, играя в основном роль эпизодических персонажей, и зачастую путались с нимфами. При этом, немногие авторы, упоминающие о их существовании, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно.[14]

Наиболее известной кентавридой является Гилонома, жена Киллара (Циллара). Она единственная женщина из рода кентавров, которая побывала на свадьбе Пирифоя, где она потеряла мужа, а затем покончила с собой от горя.[15]

Классический облик кентавра

Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс, хотя в Средние века случались казусы: на гербах кентавры иногда изображались без передних ног, а на иллюстрациях превращались в коней с человеческой головой или вовсе в простых людей. Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажен и вооружен бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

По-особому изображали древние греки двух самых мудрых кентавров — Хирона и Фола. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнаженный и только с лошадиными ушами.[16]

Кентавроиды

Существует немало вариаций внешнего вида кентавра. Например, он может быть крылатым. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды».[16] Вот некоторые из них:

  • Онокентавр — человек-осёл[17], олицетворяющий в средневековой мифологии двоедушного человека;
  • Букентавр — человек-бык[17];
    • Керасты — «рогатые кентавры»[18] (человеко-буйволы)[19], рожденные от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите[20].
  • Леонтокентавр — человек-лев[17]
  • Ихтиокентавр — создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коня и человека[14].

Кентавры Фармера

Кентавры — популярные персонажи фэнтэзи XX—XXI веков. Чаще всего авторы используют классический облик кентавра, как «человеко-коня». Нетрудно понять, что биологически такой кентавр невозможен, в свете этого представляет интерес попытка Филиппа Фармера описать в книге «Создатель вселенной» (из серии «Многоярусный мир») хотя бы условно биологически достоверных кентавров:

Они в самом деле были кентаврами, хотя и не совсем такими, каких рисовали художники Земли. И не удивительно. Господь, создавая их в своих лабораториях, вынужден был сделать уступки реальности.

Главное переустройство определялось нуждой в кислороде. Большая животная часть кентавра должна была дышать — факт, игнорируемый традиционными земными изображениями. Воздухом требовалось снабжать не только верхний, человеческий торс, но и нижнее териоморфное тело. Относительно небольшие лёгкие верхней части не могли удовлетворить потребности в воздухе. Более того, желудок человеческого туловища остановил бы всякое снабжение питанием большего тела под ним; даже если бы к большим конским пищеварительным органам присоединили небольшой желудок для передачи пищи, все равно встала бы проблема диеты. Человеческие зубы быстро сотрутся под стачивающей их травой.

Поэтому гибридные существа … не во всём совпадали с мифическими созданиями, послужившими их образцом. Рты и шеи были пропорционально большими, чтобы позволить вдохнуть достаточно кислорода. На месте человеческих лёгких находился похожий на меха орган, гнавший воздух через горлоподобное отверстие, а оттуда — в большие лёгкие конского тела. Эти лёгкие были больше лошадиных, потому что вертикальная часть увеличивала потребность в кислороде. Пространство для больших лёгких было создано удалением более крупных травоядных пищеварительных органов и заменой их меньшим плотоядным желудком. Кентавры ели мясо…

Конская часть достигала размеров примерно с земного индейского коня. Шкуры были гнедые, белые, изабелловые и пегие. Конский волос покрывал все, кроме лица. Последнее было почти вдвое больше нормального человеческого лица и было широким, скуластым и большеносым. Черты лица были, в увеличенном масштабе, такими же, как у индейцев прерий Земли…

— Филипп Хосе Фармер. "Создатель вселенной"

В литературе и искусстве

Благодаря греческим мифам, образы кентавров сейчас запечатлены на звездном небе в созвездиях Центавр (Centaurus) и Стрелец (Sagittarius).

Существовала «разнометрическая драма» Херемона «Кентавр»[21], а также пьеса Линкея «Кентавр»[22].

Художники и скульпторы всех эпох часто обращались к образу кентавра. Особенно были популярны сцены кентавромахии.

В Средние века изображения кентавров появляются в миниатюрах арабских и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака.

С ходом времени изначальный образ всего племени кентавров — диких и необузданных варваров, подвластных плотским чувствам, — был вытеснен образами немногих кентавров-мудрецов (Хирона и Фола). Кентавр стал символом мудрости и единения с природой.[14]

Начиная с XIX века интерес к образу кентавра начинает усиливаться как у писателей и поэтов, так и у художников. В XXI веке кентавры становятся персонажами не только мифов и литературных произведений (особенно в жанре фэнтези), но и компьютерных игр.

В 1963 году Джон Апдайк опубликовал роман «Кентавр».

Бегство кентавров
Сорвавшись с дальних гор гудящею лавиной,
Бегут в бреду борьбы, в безумье мятежа.
Над ними ужасы проносятся, кружа,
Бичами хлещет смерть, им слышен запах львиный…

Чрез рощи, через рвы, минуя горный склон,
Пугая гидр и змей… И вот вдали миражем
Встают уж в темноте гигантским горным кряжем
И Осса, и Олимп, и черный Пелион…

Порой один из них задержит бег свой звонкий,
Вдруг остановится, и ловит запах тонкий,
И снова мчится вслед родного табуна.

Вдали, по руслам рек, где влага вся иссякла,
Где тени бросила блестящая луна -
Гигантским ужасом несется тень Геракла…

Жозе Мариа де Эредиа
(перевод. М. Волошина)[2]

Письмо
Как горек вкус земного лавра…
Роден навеки заковал
В полубезумный жест Кентавра
Несовместимость двух начал.
В безумье заломивши руки,
Он бьется в безысходной муке,
Земля и стонет, и гудит
Под тяжкой судоргой копыт.
Но мне понятна беспредельность,
Я в мире знаю только цельность,
Во мне зеркальность тихих вод,
Моя душа как небо звездна,
Кругом поет родная бездна, -
Я весь и ржанье, и полет!

М. Волошин[2]

В геральдике

Кентавр относительно часто встречается на различных гербах: как родовых так и городских.

В христианстве кентавр символизирует чувственность, необузданные страсти, излишества, прелюбодеяние, воплощение дьявола. Этот персонаж служил олицетворением человека, разрываемого между добром и злом, еретика, который хоть и знает учение, но применяет его неверно. В средневековой символике кентавр считается противоположностью благородного рыцаря и олицетворением высокомерия.[2]

В культуре других народов

Полкан, стреляющий из лука. Народная живопись на крышке ларца. Великий Устюг, Россия, XVII век.

Гопатшах — в иранской мифологии — бык с торсом человека.[23]

В исламе Бурак, конь с человеческим лицом, служил Мухаммеду.

В древнерусской литературной традиции аналогом кентавра является китоврас, имя и образ которого заимствованы у греческого кентавра. В «Повести о Бове Королевиче» действует получеловек-полуконь (в других версиях — получеловек-полупес) Полкан.

Кентавр был изображен на монетах, чеканившихся в Серпуховско-Боровском княжестве в XIV веке.

Примечательно, что во время испанского завоевания Центральной Америки, передвигавшиеся верхом конкистадоры также представлялись индейцам, знавшим только лам и тапиров, единым с лошадью существом.

Никогда еще индейцы не видели лошадей, и показалось им, что конь и всадник — одно существо, могучее и беспощадное. Луга и поля были заполнены индейцами, бегущими в ближайший лес.

Берналь Диас дель Кастильо (1492-1584), испанский конкистадор[14]

Кентавры в компьютерных играх

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.638-639, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.313; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 4 далее
  2. ↑ Кентавр : Символы : Культурный центр «Новый Акрополь»
  3. Кентавры в он-лайн энциклопедии Theoi (англ.)
  4. Слово Centaur на Constellationsofwords.com (англ.)
  5. Легендарные и исторические лики Азии летопись первая: Томирис (history.faseuzb)
  6. Тюрко-Татарский Мир: Раздел II. Ранние тюрки и тюркские племена Евразии — § 7-8
  7. Пророк Ибрагим
  8. Палефат. О невероятном 1; Гераклит-аллегорист. О невероятном 5 коротко
  9. Первый Ватиканский мифограф II 61.
  10. Кентавр ~ гандхарва ~ дракон ~ медведь: к эволюции одного мифологического образа в Северной Евразии
  11. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 70, 1
  12. Еврипид. Геракл 364—373
  13. Ликофрон. Александра 671 и комм.; Птолемей Гефестион // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.58
  14. ↑ Бестиарий. Кентавры — МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
  15. Лошадиная верность. Любовь кентавра и кентавриды
  16. ↑ Необычные животные — Кентавр
  17. ↑ Экзотическая зоология :: Мистические и мифические существа :: ОНОКЕНТАВРЫ
  18. Овидий. Метаморфозы X 223
  19. Bestiary: Кентавр
  20. Нонн. Деяния Диониса V 611—615; XIV 193—202; XXXII 71
  21. Аристотель. Поэтика 1
  22. Примечания А. А. Григорьевой, Б. М. Никольского в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн.1-8. М., 2003. С.544
  23. Гопатшах

Литература

Ссылки

  • Энциклопедия античной мифологии: Кентавры
  • Кентавр в «Энциклопедии вымышленных существ»
  • «Перекресток кентавров» — первый русский сайт, на котором собраны рассказы, статьи и рисунки о жизни и культуре кентавров различных эпох и поколений.


Tags: Кентавр убежище, кентавр пенза, кентавр женский, кентавр 605.