Genskie-sovety.ru

Любительский портал genskie-sovety.ru

Метки: Глебов пётр петрович могила, глебов пётр петрович хренова, глебов пётр петрович фото.

Пётр Глебов
Имя при рождении:

Пётр Петрович Глебов

Дата рождения:

14 апреля 1915(1915-04-14)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

17 апреля 2000(2000-04-17) (85 лет)

Место смерти:

Москва, Российская Федерация

Гражданство:

 СССР,  Россия

Профессия:

актёр

Карьера:

19401993

Награды:
IMDb:

ID 0322379

Могила актёра Петра Глебова на Ваганьковском кладбище в Москве

Пётр Петро́вич Гле́бов (19152000) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1981).

Содержание

Биография

Пётр Петрович Глебов происходит из старинного дворянского рода Глебовых. Одним из предков артиста был герой войны 1812 года казачий атаман Василий Петрович Орлов. Дед — крупный помещик, предводитель дворянства Калужской губернии, а отец — предводитель Каширского дворянства. Один двоюродный брат Петра Глебова — внук Л. Н. Толстого, а другой, по материнской линии, — поэт Сергей Владимирович Михалков.

В 1935 году Пётр Глебов окончил Брасовский мелиоративно-дорожный техникум, а в 1940 году — Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, где занимался у М. Н. Кедрова.

Cтарший брат Петра Глебова, Григорий, к этому времени оставил профессию инженера и стал трудиться вместе с К. С. Станиславским, помогая ему в работе созданной в 1935 году Оперно-драматической студии. Григорий, зная мечту своего брата об актёрской профессии, настоятельно рекомендовал Петру приехать в Москву в июне, чтобы сдать приёмные экзамены в Студию. Петр Глебов так и сделал. Однако, перед подачей документов в Студию возникла проблема: нужно было заполнить анкету и ответить на вопрос о социальном происхождении. Григорий Глебов настаивал на том, чтобы указать в анкете — из крестьян. Но Мария Александровна, мать братьев Глебовых, резко запротестовала:
— Петя, пиши из дворян! Во-первых, это правда, во-вторых, меня лишали права голоса и прочего всего. И это прошло. Но главное, сын мой, ты — дворянин!
С анкетой проблем не возникло, и Пётр Глебов сдал экзамены. К слову, в составе приёмной комиссии были и Константин Сергеевич Станиславский, и его жена — Мария Петровна Лилина. Петр Глебов: Так решилась моя судьба. Я с удовольствием стал учиться актёрскому мастерству комического амплуа в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского. Нам преподавали замечательные «старики» — Леонидов, Орлов, Лилина, Андровская, Кедров и, конечно же, сам Станиславский. Его ежедневные уроки — самое главное, что я получил в Студии. Он привил мне веру в свой метод, в свою систему. И если я чего-то добился в своей артистической жизни, то благодаря тому, что всегда помнил заветы моего любимого учителя, реформатора сцены.[1]

По окончании Студии в 1941 году Пётр Глебов был принят в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского. Вскоре началась война, он добровольцем ушёл на фронт и стал зенитчиком. Служил в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от гитлеровских самолётов западный сектор Подмосковья: Очаково, Переделкино, аэропорт Внуково.

«Война настигла актёра в один из самых лучезарных июней, им прожитых…» пишет в книге «Судьба Актёрская» друг Петра Глебова Юрий Папоров. После блестящего окончания театральной студии Петр был сразу же зачислен в штат Московского Оперно-драматического театра К. С. Станиславского, который должен был открыть свой первый сезон в сентябре 1941 г. Но грянула война. Противник неумолимо надвигался на Москву, и в начале сентября 1941 г. вместо выхода на сцену Петр Глебов вместе с товарищами по театру и братом Федором добровольно пошли в военкомат и вскоре были отправлены в 193-й зенитно-артиллерийский полк под командованием М. Г. Кикнадзе. Пройдя курс молодого бойца и приняв присягу, Петр Глебов стал младшим сержантом и командиром орудия. «Красноармеец Глебов прибыл в расположение с гитарой» — вспоминает командир батареи В. Л. Вилков. — «На протяжении всех четырёх лет войны мы часто заслушивались пением Петра Петровича и в часы отдыха распевали вместе с ним». Старший брат Петра — Фёдор освоил на войне мастерство пулемётчика и был зачислен в 18-ю стрелковую дивизию. В одном из боев Фёдор был тяжело ранен и после госпиталя всю войну прослужил художником во фронтовой газете. Пётр Петрович по прошествию многих лет так вспоминал военные будни: «Днем мы изучали боевую технику, а по ночам ставили заградительный огонь, не давая фашистским стервятникам производить прицельное бомбометание». Их батарея была размещена неподалеку от Солнцева и, иногда бойцы могли видеть за своей спиной зарево: казалось Москва горит… А когда рассеивался дым, и немецкий «юнкерс» распустив чёрный шлейф врезался в землю, крепла уверенность: Москву отстоять удастся. К лету 1942 года налеты вражеской авиации прекратились. Солдаты и офицеры, только что отогнавшие от Москвы противника, продолжали неусыпно следить за обороной столицы, но времени у них появилось больше, и осенью 1943 года актёры-фронтовики обратились к командованию с просьбой разрешить ставить спектакли в полковом клубе в Баковке. Командование одобрило творческую инициативу бойцов. И красноармейцев стали отпускать в Москву на репетиции в театр Станиславского, который недавно возвратился из эвакуации. Решили ставить «Три сестры». Но вот случилось непредвиденное: накануне спектакля начальник медслужбы предписал всем побриться наголо в целях санобработки. Но какой барон Тузенбах без бороды?— все актёры были в ужасе, но приказу подчинились, и играли в париках. До последнего дня войны ставили актёры-фронтовики этот спектакль. «Три сестры» стали для Петра Глебова, по его собственным впечатлениям, самым запоминающимся спектаклем. Однажды актёры играли «сестер» на сцене Дворца культуры им. Ленина на Трехгорке. «И вдруг, —вспоминает Петр Глебов,— в зрительном зале кто-то выкрикнул: Победа! Победа!». Зрители, а за ними и мы— актёры, как были в гриме и костюмах, выскочили на улицу. Москва пылала в огнях салюта. Все обнимались, целовались, смеялись, а кто-то плакал от радости. Другие кричали «Ура! Победа!». Вот когда был всеобщий подъём, сердечное единение народа!"

Много фронтовых историй мог бы рассказать сержант Петр Глебов, но о своей армейской жизни актёр говорить не любил. В своей автобиографии он написал: «Я — человек штатский, и вся моя профессиональная жизнь связана с искусством, но годы, проведённые в армии во время Великой Отечественной войны сыграли немалую роль в формировании моего сознания, физической и нравственной закалки в обстановке для меня совершенно необычной».[1]

После войны Глебов вновь вступил в труппу театра и прослужил в нём более двадцати лет. Являясь одним из ведущих актёров, участвовал в спектаклях «Три сестры», «Дни Турбиных», «Салемские ведьмы» и других.

Эпизодические роли в фильмах: «Любимая девушка» Ивана Пырьева (1940), «Мечта» Михаила Ромма (1941), «Поезд идет на восток» Юлия Райзмана (1947), «Убийство на улице Данте» М. Ромма (1956).

Первую роль выходящую за рамки эпизода сыграл в небольшом антиалкогольном фильме-плакате «Я ничего не помню» (1954).

Лучшей работой Петра Глебова в кино стала роль Григория Мелехова в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», созданной режиссёром Сергеем Герасимовым в 1957—58 годах.

Всего Глебов снялся более чем в сорока фильмах. Из них — в восьми телевизионных.

С 1960 года он — в группе Театре-студии киноактёра.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Признание и награды

Творчество

Роли в театре

В Трудовой книжке Петра Петровича Глебова, заполненной зав.отделом кадров есть запись: «Общий стаж работы по найму до поступления в Театр им. К. С. Станиславского 2 года. Подтверждено документами. Гос. Оперно-Драматический Театр им. Кс. Станиславского. 1937.IX.1. Зачислен на должность артиста драмы. Пр. 99 от 01.IX.37 г.»

Роли в кино

Родословная и семья

  • Дед

Владимир Петрович Глебов (7 августа 1848, Тула — 1926?). Супруга — Софья Николаевна Трубецкая (4 ноября 1854, Ахтырка, Дмитровский уезд, Московская губерния — 7 сентября 1936, Париж), дочь Николая Петровича Трубецкого и Любови Васильевны, урождённой Орловой-Денисовой, внучка П. И. Трубецкого и Эмилии Петровны Витгенштейн.

За старшей Трубецкой — Софьей — ухаживал чиновник канцелярии Московского генерал-губернатора губернский секретарь Владимир Петрович Глебов (18481926). Местом для свадебного торжества было выбрано Узкое, куда съехались многочисленные друзья и родственники с обеих сторон. 2 июля 1878 года В. П. Глебов и С. Н. Трубецкая были обвенчаны священником местной церкви Капитаном Ивановичем Горским. «Поручителями по невесте» были её отец — князь Николай Петрович Трубецкой и полковник Светлейший князь Николай Ильич Грузинский. За жениха «поручителем» был его младший брат, кавалергардский поручик Фёдор Петрович Глебов (18531884).

Семейная жизнь В. П. и С. Н. Глебовых сложилась счастливо. Глава семьи несколько раз избирался предводителем дворянства, то в Епифанском уезде Тульской губернии, где находилось имение Глебовых Тарасково[3], то в Каширском уезде Калужской губернии. Позже он стал членом Государственного Совета. Его супруга, как и многие другие богатые дамы, занималась благотворительностью, попечительствовала приюту и школе для неимущих, возглавляла совет Московского дамского попечительства о бедных. С. Н. Глебовой принадлежат интересные мемуары о Л. Н. Толстом.[4]

В 1902 году Глебовы вместо старой дворянской усадьбы в Тарасково, построенной в середине XVIII века, выстроили новую, в стиле модерн. Вместо классической ясности, строгости, простоты и гармонии в новой усадьбе заметны бурная экспрессия и неистовая фантазия, пространственные эффекты и игра форм. А все имение они стали называть «Тарасковская экономия С. Н. и В. П. Глебовых». В 1911 году Глебовы становятся деятельными членами Тульского отдела «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины». В 1916 году на чету Глебовых совершили покушение члены террористической организации, называвшей себя «Отряд борцов за свободу», действовавшей на территории Каширского уезда. От рук преступников сам В. П. Глебов не пострадал, но супруга его была слегка ранена в руку. В январе 1918 г. в Каширском уезде на базе имения Глебовых был организован колхоз «Тарасково», а в самом глебовском доме открыт госпиталь, который в 1918 г. предполагалось перевести в д. Лиды, а в нем организовать детскую трудовую коммуну для беспризорных детей и детей из малоимущих семей.[5]

Его дети (дяди и тёти Петра Петровича, их дети, его двоюродные братья и сёстры):

После отречения Государя и февральской революции граф Ю. А. Олсуфьев, взяв жену, сына и несколько семейных святынь, буквально бежал из своего имения. Он направился в Оптину пустынь. По благословению духовника семьи, Оптинского старца Анатолия (Потапова) (ныне преподобного Анатолия) Олсуфьев переселился в г. Сергиев Посад — «под покров Преподобного». Юрий Александрович купил двухэтажный дом на Валовой улице. Первый этаж Олсуфьевы отдали своим, так же оказавшимся без крова родственникам Мансуровым (будущему отцу Сергию, его жене Марии Фёдоровне и её родителям), а сами поселились на втором этаже. В 1921 г. к ним присоединилась шестнадцатилетняя сирота Катуся Васильчикова[6][7] — племянница, воспитанница Ю. А. Олсуфьева. В этом же доме в 1923 году на первом этаже поселились и Комаровские с детьми, а самая светлая комната второго этажа была отдана под мастерскую художника. «Подобием монастырской гостиницы, как осуществляемый идеал, была квартира на Валовой», — писала в своих воспоминаниях М. Ф. Мансурова. В доме, на вид неказистом, хранилось много ценных вещей — остатки коллекций оружия, старинная мебель, рисунки, картины известных художников, иконы, перед которыми всегда теплились лампады. Вещи из разоренного наполовину буйцевского дома иногда привозили своим бывшим хозяевам крестьяне; всем известный портрет С. В. Олсуфьевой, работы В. А. Серова, каким-то чудом успел вывезти из имения П. И. Нерадовский.

Сразу же по приезде в Посад, Ю. А. Олсуфьев вместе с отцом Павлом Флоренским и С. П. Мансуровым начали работать в Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (затем — Сергиевом историко-художественном музее). Ю. А. Олсуфьев до революции был автором многочисленных научных трудов по русской археологии. За десять лет работы в Комиссии, с 1918 по 1928 г. он издал более двадцати фундаментальных работ по истории и теории иконописи, им сделаны описания коллекций и ценностей Лавры, разработана методика изучения древнерусского художественного литья.
В 1928 году Ю. А. Олсуфьев бежал из дома в Сергиевом Посаде, как прежде, в 1918 г. бежал из имения Буйцы. Друзья-художники прятали его по далеким служебным командировкам. Позже он работал в Центральных реставрационных мастерских И. Грабаря, а после закрытия их в 1934 г. стал научным сотрудником отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи. Все же Ю. А. Олсуфьеву не удалось избежать мученического конца: он был арестован в посёлке Косино — месте последнего его пребывания — и расстрелян на Бутовском полигоне 14 марта 1938 года. (Жена Ю. А. Олсуфьева, художник и реставратор Софья Владимировна Олсуфьева, сопровождавшая мужа во всех скитаниях и помогавшая ему в работе, была арестована в Дмитрове в 1941 году и через два года умерла в лагере в Свияжске. Единственный сын Олсуфьевых, в котором они души не чаяли, в 1923 г. с благословения родителей бежал в Харбин и добрался до Бессарабии, где у Олсуфьевых было имение. Изредка Михаил писал родителям, подписываясь женским именем Катенька. Родители его при арестах говорили, что детей у них нет. Когда советские войска вошли в Бессарабию, М. Олсуфьев бежал, бросив свой двухэтажный особняк в Бухаресте. Впоследствии он жил в Париже, где и умер в 1984 году.[8]

Именно граф Юрий Олсуфьев, работавший в мастерских Игоря Грабаря, помог уберечь надвратную икону Спасской башни.

Мать — Мария Александровна, урождённая Михалкова (август 1883 — февраль 1966). Дочь Александра Владимировича Михалкова (13 мая 18561915), родная сестра отца Сергея Михалкова Владимира. Её первый супруг — Владимир Григорьевич Кристи (18821946) (сын Московского губернатора Г. И. Кристи (18561911)[12] и Марии Николаевны Трубецкой (12 февраля 1864 — 29 марта 1926), дочери Николая Петровича Трубецкого и Любови Васильевны, урождённой Орловой-Денисовой, внучки П. И. Трубецкого и Эмилии Петровны Витгенштейн. В 1911 году В. Г. Кристи, ревнуя свою жену к своему дяде (брату матери) князю Петру Николаевичу Трубецкому, убил последнего выстрелом из револьвера. Вскоре Мария Александровна Михалкова развелась с В. Г. Кристи и вышла замуж за его двоюродного брата Петра Владимировича Глебова.

  • Дети (сводные братья и сёстры Петра Петровича: дочь и три сына (в том числе Сергей (? — 1984) и Григорий (1908)[13]

У бабушки удивительный был характер и отношение к жизни, которое передалось и папе, — говорит Елена Глебова. — У них было все, а потом все отняли, но не осталось ни злобы, ни ненависти. Бабушка, которую с пятью детьми после смерти мужа выгнали из дома в Назарьево, спала на сенном матрасе и без всякого юмора, без ёрничанья говорила: «Какая прелесть! Гораздо лучше, чем было у меня в спальне».[14]

Брат

Фёдор Петрович (5 января 1913 — 28 ноября 1980). Заслуженный художник РСФСР.[15]

Супруга

Мария Алексеевна Левицкая, дочь Алексея Сергеевича Левицкого и Марии Фёдоровны Свечиной

Дети

Елена — 28 июля 1956 года, Москва. В 1978 окончила Школу-студию МХАТ (курс С. С. Пилявской, В. Н. Богомолова). Работала в МХАТе им. М. Горького. Заслуженная артистка РФ (1995).

Ольга — была замужем за Святославом Бэлзой.

Внук

Фёдор Святославович Бэлза (1981)

Пётр Петрович с семьёй жил на Фрунзенской набережной в доме 40.

Историческая усадьба рода Глебовых находится на Молчановке[16], построена после пожара 1812 действительным статским советником Павлом Ивановичем Глебовым, знакомым семьи Пушкиных, крёстным отцом их третьего сына Льва, родившегося 9 апреля 1805 года[17][18] и на Большой Никитской (см. Геликон-Опера).

Примечания

  1. 1 2 Папоров Ю. Н. Пётр Глебов. Судьба актёрская… // Серия: Актёры современности. — М.: Олма-Пресс, 2003. — ISBN 5-224-03854-5
  2. Глебов Петр Петрович — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева
  3. Усадьба Глебовых в Тарасково
  4. Коробко М. Ю. Усадьба Узкое: историко-культурный комплекс XVII—ХХ веков.
  5. Деревня Тарасково
  6. Екатерина Павловна Васильчикова
  7. Тайна священника Павла Флоренского
  8. Художники и Бутовский полигон // Князь Сергей Голицын. «Семья Олсуфьевых. Из воспоминаний» // Московский журнал. 1993. №.1; Из кн.: Самарины, Мансуровы. Воспоминания родных (готовится к изданию ПСТБИ); Книга Памяти «Бутовский полигон» . Вып. 3. С. 126)
  9. Раевский С. П. Пять веков Раевских. — М. : Вагриус, 2005 — 592 с. : портр., ил. // Глава 5. Мои родные. Михалковы и Глебовы. — ISBN 5-9697-0083-5
  10. Родовод, однако, утверждает, что и Мария, и Владимир, и Ольга Александровичи дети Варвары Ивановны Унковской. Даты жизни и Варвары Ивановны, и Александра Владимировича согласно Родоводу также не совпадают.
  11. С. М. Голицын. Записки уцелевшего // Наше Наследие, № 54, 2000.
  12. Григорий Иванович Кристи, Московский губернатор
  13. Григорий Владимирович Кристи в Театральной Энциклопедии.
  14. Интервью с Еленой Глебовой // Собеседник
  15. Художник Фёдор Глебов
  16. Владимир Потресов. Исчезновение Арбата // Наше Наследие, № 67-68, 2003.
  17. Романюк С. К.. Из истории московских переулков.
  18. Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе

Ссылки

  • к 90-летию со дня рождения Петра Глебова
  • Фото Петра Глебова
  • Этюды без слов // Советский цирк, декабрь, 1962 (Фото П. П. Глебова в пору учёбы в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского. Воспоминания В. Г. Кристи).
  • Раевский С. П. Пять веков Раевских. — М. : Вагриус, 2005 — 592 с. : портр., ил. // Глава 7. Наши соседи по деревне. Олсуфьевы и Глебовы. — ISBN 5-9697-0083-5


Tags: Глебов пётр петрович могила, глебов пётр петрович хренова, глебов пётр петрович фото.